График работы
Понедельник с 9.00 до 17.00
Вторник с 9.00 до 17.00
Среда с 9.00 до 17.00
Четверг с 9.00 до 17.00
Пятница с 9.00 до 16.00
Суббота выходной
Воскресенье выходной
О самых важных итогах состоявшегося тестирования е-книг и о перспективах их продвижения на рынок рассказал нашему обозревателю Александр Осин, директор Технологического центра модернизации образования Московского Департамента образования. |
— В результате эксперимента мы получили ясное представление о том, каким видится электронный учебник потребителю — ученику, учителю, родителям. Сейчас, с учетом поступивших замечаний, в Департаменте разрабатывается проект технического задания на учебник, который устроил бы всех.
Что касается отзывов от «испытателей». В «полетах» участвовало примерно 180 учителей и 1,5 тысячи школьников. Они апробировали 11 проектов электронных учебников по одиннадцати предметам (включая ИЗО и музыку) для учащихся с пятого по девятый классы. Сами мультимедийные издания были разработаны за счет грантов, выделенных мэром.
По ходу апробации учителя несколько раз заполняли специальные анкеты, систематически мы их мониторили через вебинары. Плюс не менее подробно изучали недочеты е-учебников в живом неформальном общении.
Что в результате? Первое. Стало понятно, что 95 процентов учителей «без комментариев» и полностью поддерживают электронную книгу, причем 75 процентов вовсе не находят в ней изъянов. И только 5 процентов ставят ей «двойку» по пятибалльной шкале.
Ситуация со школьниками выглядит несколько хуже, как ни странно. Тем не менее, новый формат однозначно одобряют более тысячи подростков или около 70 процентов опрошенных пяти — девятиклассников.
Выявилась любопытная закономерность: интерес к электронному учебнику (со стороны взрослых и детей) прямо пропорционален его инновационным качествам. Скажем иначе: «просто еще одна» копия книжного учебника, pdf-ская или какая-то другая, потребителя совершенно не интересует. Он ценит в IT-учебнике все преимущества интерактивного онлайн-сервиса — звук, видео, возможность порыться в виртуальной библиотеке, проделать сложный химический опыт, обратиться к любому источнику знаний, дополняющему канонический бумажный оригинал.
Еще один момент: очень многие наши респонденты обращают внимание на то, что технологические и эргономические параметры представленных изданий сильно разнятся. Это означает, что архитектурные требования к ним предстоит унифицировать, подчинить единому формату, оснастить пособия стандартной навигацией.
В апробации «легких учебников» участвовали 11 компаний-производителей: ООО «Русское слово — учебник», ОАО «Издательство «Просвещение», ООО «Кирилл и Мефодий», ООО «Айреволюшн», ООО «1С-Паблишинг», ООО «Рукарта», ООО «Ай Ди Компани» и другие разработчики.
— Стоп, но в положении о конкурсе, изданном Департаментом в мае прошлого года, уже были выдвинуты ключевые требования к IT-продуктам. Их оказалось мало?
— Да, поскольку конкурсные требования касались строго содержательных вещей — таких, как подача материала, возможность проведения практических работ, домашней самоаттестации (знаний и компетенций, в том числе). Но уже в ходе апробации мы, например, увидели, что в каких-то учебниках используется флэш-плеер (программа для воспроизведения аудио- и видеопотока, несовместимая с устройствами на Apple iOS, например, с планшетами iPad — Ред.), а в каких-то нет. А ведь в результате дети, приходя домой, не имели возможности заняться самоподготовкой по экспериментальному пособию. Значит, и это тоже надо будет занести в единые требования к IT-изданию.
Кроме того, от учебника к учебнику виртуальные страницы оказались очень разные, поэтому эксперты справедливо просят назначить для них единый унифицированный pdf-вский формат. То же относится и к шрифту — размеру букв, их начертанию: все это должно быть удобным для работы, безопасным для здоровья.
Замечу: предложения общественности, при всей актуальности, не затрагивают содержание, инновационные качества «рецензируемых» продуктов. Но они говорят о другом, не менее важном: электронные учебники, точно так же как обычные, должны быть технически похожи друг на друга. К слову, судя по результатам анкетирования, мнения учителей практически полностью совпали с отзывами экспертов по IT-технологиям: учебники, получившие высший балл от педагогов, точно так же положительно оценены специалистами.
— В рунете московский эксперимент встречен с огромным энтузиазмом… С одной оговоркой: многие искренне не понимают, почему он начат среди года. Учителя работали с колес, организаторы спешили. В этом ведь тоже заключается определенный риск. Может быть, лучше было, как в цивилизованных странах, начать с сентября и в течение всего года спокойно обкатать новинки?
— Может быть. Однако в любом случае все «новое и первое» всегда вызывает некоторую растерянность, требует дополнительных усилий. На самом деле из 60 пилотных школ где-то процентов двадцать начали работать по е-пособиям еще в конце февраля. По тем, что мы повесили в Интернете. Кроме того, целью эксперимента была не проверка, скажем так, «стопроцентной обучаемости» по электронному учебнику. Нет, это была лишь попытка понять, что потребителю в них нравится, а что вызывает нарекания и рекламации. И вот на этот вопрос мы ответ получили. Да, апробацию можно было продлить и до года, но пока такого решения нет.
— Можно предположить, что оно не за горами. Ибо (поправьте, если ошибаюсь), кажется, уже в апреле число экспериментальных школ в Москве стихийно возросло до 75.
— Если быть точным, то изначально, по приказу их было 60, школы отбирал Департамент. А затем пошли звонки с мест: почему нас не включили в эксперимент? Я говорю: ребята, но, во-первых, мы по контракту (по договору с создателями ЭУ) имеем право не больше какого-то количества школ включать в апробацию. Они кивают и опять: «Ну хотя бы посмотреть, попробовать…».
Ладно, что ж делать. Благо мы CD-диски с учебниками напечатали с запасом, двукратным тиражом. Поэтому была возможность невостребованные (защищенные их варианты) просто раздать, для знакомства. Да, эти 15 школ действительно присоединились к эксперименту, но уже «в процессе», то есть, участвовали в нем не полноценно, а факультативно — лишь по отдельным предметам, потому что на всех дисков не напасешься.
— Будут ли, как Вы считаете, со временем все учебные дисциплины из школьного расписания собраны под одной электронной обложкой?
— Конечно, это возможно. Другой вопрос — что понимать под термином «обложка». Если домашний компьютер или планшет, то, очевидно, технического разнобоя быть не должно: учебный контент придется рано или поздно перекачивать на одно устройство. Следующий момент — система распространения. Мы допускаем разные системы: онлайн-сервис, планшет, стационарный компьютер. И по каждому возникают вопросы. Так, у онлайн-сервиса есть свои минусы, он уязвим для защиты авторских прав. А если это планшет, то для него нужно искать Wi-Fi-точку. Увы, не всегда она есть дома, либо в школе. То есть, вопросы, которые надо решить, абсолютно ясны, и в этом главный итог апробации.
Автор: Антон Зверев
Все права защищены © ИП Конюхов О.В. 2006-2024 Копирование информации с сайта возможно только при согласовании с администрацией | Total: 0.01 |
Единый Call-Центр (495) 989-15-70 [email protected] Схема проезда и график работы |