— Павел Станиславович, расскажите, пожалуйста, что изменилось в российской системе образования после начала пандемии COVID-19? Как школы справились с такими резкими изменениями?

— Очевидно, пандемия новой коронавирусной инфекции стала вызовом для всех стран и отраслей, и, наверное, одной из отраслей, для которых этот вызов был наиболее серьезным, стала система образования, потому что она масштабная и в хорошем смысле консервативная. Мы со своей стороны сразу активно включились в совместную работу с государством: предоставили бесплатный доступ ко всем учебным материалам, к Медиатеке «Просвещения», и тогда практически вся страна пользовалась нашими ресурсами.

По итогам работы в этот период можно сделать несколько выводов. С одной стороны, мы все видели недовольство цифровизацией: не все учителя были готовы, не все родители и ученики были довольны. Последний опрос, с которым я смог ознакомиться недавно, показывал, что число детей, довольных дистанционным образованием, начинает сокращаться уже сейчас. Но это еще раз подтверждает тезис, который мы отстаиваем уже давно: никакая «цифра» не заменит классическую школу, и это стало очевидно.

С другой стороны, так или иначе мы все были вынуждены глубоко погружаться в цифровые технологии. Еще в 2019 году велись довольно отвлеченные дискуссии насчет самой возможности масштабного использования «цифры» в образовании: все считали, что это придет через 10–15 лет. Однако случилось совсем по-другому, и мы все были вынуждены учиться этим пользоваться.

Отрадно, что в такой ситуации государство прикладывает очень много усилий для урегулирования вопросов дистанционного обучения и цифровизации образования в целом. Эта сфера постепенно начинает структурироваться, определяются понятные правила игры, и в этом плане мне кажется, что у нас в стране достаточно быстро формируется вся необходимая архитектура, которая отведет «цифре» не главное, но важное место в образовательном процессе завтрашнего дня.

Я думаю, еще достаточно много времени должно пройти, чтобы мы проанализировали все последствия пандемии и дистанционного обучения, но, на мой взгляд, здесь стоит особо выделить два момента. Мы поняли, что роль учителя невозможно переоценить, а школа — это не только место, где получают знания, но и место, где получают навыки и социализируются.

Еще в 2019 году велись довольно отвлеченные дискуссии насчет самой возможности масштабного использования «цифры» в образовании: все считали, что это придет через 10–15 лет. Однако случилось совсем по-другому, и мы все были вынуждены учиться этим пользоваться, –

рассказал Павел Зенькович.

https://prosv.ru/news/show