График работы
Понедельник с 9.00 до 17.00
Вторник с 9.00 до 17.00
Среда с 9.00 до 17.00
Четверг с 9.00 до 17.00
Пятница с 9.00 до 16.00
Суббота выходной
Воскресенье выходной
Начиная с середины 90-х годов XX века, в нашей стране наблюдается интенсивный интерес к проблемам раннего школьного обучения детей неродным языкам
Интерес к этой теме подтверждают публикации последних лет журнала «Иностранные языки в школе». Регулярно появляющиеся статьи освещают как теоретические, так и практические аспекты раннего обучения иностранным языкам в нашей стране и за рубежом. Работа с дошкольниками и младшими школьниками стала неотъемлемой частью всей системы отечественного языкового образования, а раннее обучение – одним из перспективных и приоритетных направлений организации учебного процесса в дошкольных и общеобразовательных учреждениях России.
Понимание обществом того факта, что владение иностранным языком – это не только свидетельство образованности, но и предпосылка социального и материального благополучия, обусловило популярность раннего приобщения детей к иностранным языкам. Родителям хочется, чтобы их ребенок владел не только родным языком, и задумываются они об этом еще раньше, чем их малыш (или малышка) идет в школу. Ребенок только учится ходить и говорить, а родители уже думают о том, какой иностранный язык для своего чада выбрать. И чаще всего этот выбор падает на английский язык, что, в общем, оправдывается объективными обстоятельствами.
Выбор языка для изучения регулируется не на федеральном, а на региональном уровне и даже непосредственно образовательным учреждением. В условиях реальной свободы общеобразовательных учреждений в отборе и организации содержания языкового образования особую роль играют такие моменты, как наличие соответствующих преподавательских кадров, потребности регионов, обеспеченность учебного процесса средствами обучения и, конечно, желание родителей и детей, уровень их мотивации. Но проблема выбора языка – это социальная проблема и ее решение обусловливается целым рядом факторов.
В школьной образовательной сфере, в том числе в области раннего обучения иностранным языкам, речь идет в первую очередь об изучении языков, имеющих максимальный объем общественных функций, то есть языков глобального распространения и общечеловеческой культуры, языков, которые обеспечивают человеку общение во всех сферах жизни. К ним относятся русский, английский, немецкий, французский и другие языки международного и межнационального общения.
Объем общественных функций языка зависит главным образом от внешних/экстралингвистических обстоятельств: уровня культурного развития народа-носителя данного языка, наличия/отсутствия собственной государственной политики и так далее. Среди внешних по отношению к языку факторов, влияющих на развитие его функций, существенную роль играют социально-экономические и политические. Они детерминируют не только общественные функции языка и его развитие, но изменения в политике государства, прежде всего в области культуры и национального вопроса.
Еще в 1947 году великий Л.В. Щерба в своей работе «Зависимость методики преподавания иностранных языков от состояния общества и его задач» убедительно показал, как с изменением социально-экономических общественных формаций меняются потребности людей в изучаемых языках. Общественные, объективные потребности в языках (в методике их принято понимать как социальный заказ по отношению к конкретным языкам) формируется под влиянием внутренних и внешних политических и экономических предпосылок. Например, после второй мировой войны в ФРГ в качестве первого иностранного языка распространяется английский язык, а в качестве второго – французский. В то же время в бывшей ГДР обязательным для всех категорий учащихся становится русский язык. После объединения Германии в бывших восточных землях произошло резкое вытеснение русского языка английским. Такая же ситуация сложилась и в других странах бывшего социалистического лагеря.
Анализ современной языковой ситуации в сфере обучения иностранным языкам в разных странах, в том числе и в России, показывает, что приоритетным является английский язык. Англоязычные страны «экспортируют» свой язык по всему миру. И в нашей стране он, к сожалению, все более интенсивно вытесняет другие языки, в том числе традиционно преподаваемые иностранные языки. Особенно это касается немецкого языка, который по распространенности всегда занимал второе место после английского.
Конечно, современному человеку надо знать английский язык, но владеть еще одним иностранным языком не менее важно. И если учесть традиционное отношение к немецкому языку в нашей стране, принять во внимание укрепляющиеся профессиональные, личные, культурные, научные контакты с носителями этого языка, интенсификацию экономических и культурных связей России с Германией, становится очевидным авторитет и значение этого языка в нашем обществе.
Впрочем, для системы раннего обучения проблема выбора иностранного языка не столь актуальна, поскольку на данном этапе ведущей является не рациональная задача овладения языком, а культурная. И администрация образовательных учреждений, и родители должны осознавать тот факт, что в раннем возрасте изучение любого языка есть благо. Это то, что настраивает ребенка на дальнейшее восприятие иностранного языка. Не важно, с какого языка начинается процесс приобретения лингвокультурного опыта. Даже когда школа предлагает учащимся другой язык, нежели они изучали в дошкольном возрасте, это не страшно. Ребенок уже получил основы подхода к изучению иностранного языка, он ничего не боится, он с радостью и успехом начнет осваивать новый для него неродной язык. Но достичь этого можно только при определенных условиях.
Во-первых, у ребенка должны быть сформированы положительная мотивация и интерес к иноязычному общению.
Во-вторых, в процессе обучения должна создаваться благоприятная ситуация для самовыражения и самореализации.
И, в-третьих, целью учителя должно быть не овладение конкретным языковым и речевым материалом, а развитие личности ребенка, его интеллектуальных (когнитивных) и эмоционально-волевых способностей, личностных качеств, которые проявляются, прежде всего, в языке.
Особая миссия учителей – объяснить родителям развивающий потенциал немецкого языка. Для этого можно и нужно использовать средства массовой коммуникации, в том числе Интернет, открытые уроки для родителей и администрации образовательного учреждения, выставки детских работ (как результаты проектной методики обучения) и многое другое.
Учителям важно продемонстрировать технологию обучения, направленную на развитие личности ребенка. Поскольку для ребенка дошкольного и младшего школьного возраста иностранный язык не является самоцелью, процесс обучения не должен строиться как процесс целенаправленного формирования иноязычной коммуникативной компетенции и общего представления о системе изучаемого языка (как это имеет место на старших этапах школьного образования). Для ребенка важно, что «приносит» с собой язык. А значит, содержательные аспекты обучения (о чем говорить, слушать, писать, что делать, в том числе и с помощью изучаемого языка), отвечающие потребностям конкретного ребенка в общении и познании, являются приоритетными по отношению к языковым.
Профессор,
доктор педагогических наук,
руководитель проектов Центра развития русского языка
Наталья ГАЛЬСКОВА
Автор: Книжный интернет-магазин ´Умник и К´
Все права защищены © ИП Конюхов О.В. 2006-2024 Копирование информации с сайта возможно только при согласовании с администрацией | Total: 0.01 |
Единый Call-Центр (495) 989-15-70 [email protected] Схема проезда и график работы |