Внимание! Обращаем ваше внимание, что при сумме заказа менее 800 рублей возможен только самовывоз.
Привет! Вход или Регистрация

Книжный интернет-магазин Умник и К Стандарт второго поколения – атлас школьной жизни

14.06.2009

Александр Кондаков: «Стандарт второго поколения – атлас школьной жизни»

Вряд ли какая-либо тема, связанная с образованием, вызывает столько кривотолков, разногласий, непонимания, как стандарт общего образования. Зачастую непонимание объясняется элементарным незнанием

 

Недавно мне задали вопрос, каким образом в предстоящем учебном году будет переходить на новый стандарт старшая школа – это притом, что сейчас подготовлен проект стандарта только начального образования. Выяснилось, что мои собеседники имели в виду стандарт не второго, а первого поколения, который был утвержден еще в марте 2004 года.
Тем не менее вопрос о том, что такое федеральный государственный стандарт (ФГОС) общего образования второго поколения, чем он отличается от предыдущих стандартов, действительно требует определенного разъяснения.

Передавать знания или формировать личность?

Начиная три года назад разработку ФГОС, мы поставили задачу определить, какова роль системы образования в жизни российского общества. Раньше эту роль понимали в полном соответствии со старой редакцией статьи 7 закона «Об образовании», действовавшей до декабря 2007 года. Стандарт определялся как совокупность обязательного минимума содержания образования и требований к уровню подготовки выпускников. Школе отводилась роль транслятора знаний, и качество ее работы оценивалось исключительно по тому, удалось ли передать это знание выпускникам.

Уверен, столь упрощенное отношение к школе во многом определило проблемы, с которыми мы в по-следнее время сталкиваемся в системе общего образования. Именно желание руководства страны решить эти проблемы привело не только к существенным изменениям в законе «Об образовании», но и к появлению ряда основополагающих документов государственной образовательной политики, прежде всего инициативы президента РФ Дмитрия Медведева «Наша новая школа».
Новый стандарт мы изначально рассматривали как общественный договор между семьей, обществом и государством. Институт социологии РАН провел масштабное исследование по выявлению и агрегированию требований семьи, общества и государства к результатам образования, на основе чего мы сформулировали соответствующие требования стандарта.

Смысл школьного образования разработчики ФГОС второго поколения понимают так: школа, безусловно, должна передавать детям знания, но она также должна формировать личность гражданина страны, который обеспечит ее дальнейшее развитие и процветание. Образование – это важнейшая социальная деятельность общества, неотъемлемый элемент социокультурной модернизации страны, во многом определяющий успешность ее дальнейшего развития.
В основу стандарта были положены две идеи: о построении в России от-крытого гражданского общества, высказанная Владимиром Путиным, и о том, что школа и система образования должны обеспечить реализацию плана стратегического развития страны до 2020 года – «Плана 2020». Такое целеполагание определило содержательное наполнение стандарта.

Высшая цель образования

К сожалению, очень часто процесс воспитания школьников рассматривается как явление самодостаточное. Возникает ощущение, что ребенка, как в советские времена, воспринимают в качестве винтика, встроенного в некую систему. В рамках ФГОС второго поколения мы рассматриваем воспитание как комплексную социально-педагогическую, культурную технологию, которая поддерживает развитие человека, общества и государства, способствуя решению стоящих перед ними проблем через трансляцию духовно-нравственного идеала российского общества.

Национальный воспитательный идеал – это высшая цель образования, идеальное представление о человеке, на обучение, воспитание и развитие которого направлены усилия семьи и школы, взаимодействующих с органами государственной власти, общественными и религиозными организациями, политическими партиями, СМИ и так далее. Концепцию национального воспитательного идеала развивалась усилиями ученых РАО и РАН, представляющими прежде всего отделение историко-филологических наук академии и Институт этнологии и энтографии.

Национальный воспитательный идеал существовал в каждом обществе и во все времена. В средневековой Руси таковым являлся образ Христа. При Петре I национальным воспитательным идеалом был человек, служащий царю и Отечеству. Мы хорошо помним о моральном кодексе строителя коммунизма и других идеалах советского времени.
На рубеже XX–XXI веков в демократической России появился новый идеал – свободная в своем самоопределении и развитии личность.
Современное российское образование должно быть нацелено на формирование свободной, творческой, инициативной, саморазвивающейся личности, без которой невозможно успешное общественное развитие. Именно в рамках данного национального воспитательного идеала была разработана Программа воспитания и социализации, которая может служить основой для разработки программы воспитания и социализации конкретного образовательного учреждения с учетом его особенностей, а также особенностей субъекта Федерации, на территории которого оно находится.

Цели и средства

Ставя во главу угла результаты образования, мы включаем в понятие ФГОС требования к структуре основных образовательных программ и к условиям их реализации. Реализация основных образовательных программ – это процесс достижения результата. Условия реализации – это материально-технические, кадровые, финансовые, учебно-методические и другие аспекты деятельности образовательного учреждения. Так формируется сбалансированная модель стандарта.

Стандарт – это рамочный документ непрямого действия, исполнение которого обеспечивается целым рядом сопровождающих документов. Например, составной частью основной образовательной программы является базисный образовательный план (БОП). Именно образовательный, а не учебный. Поскольку цель образования – воспитание гражданина России, то необходимо говорить не только о предметных, но также и о метапредметных и личностных результатах образования. БОП обеспечивает единство обучения и воспитания, в него включена вторая половина дня с внеурочной деятельностью, в рамках которой обеспечивается выполнение требований (в первую очередь личностного характера) к результату образования. В частности, это позволяет в значительной степени учесть этнокультурные запросы учащихся и их семей к результатам образовательного процесса.

В структуру основной образовательной программы также входят такие документы, как Фундаментальное ядро содержания образования, Концепция духовно-нравственного воспитания, которая реализуется через Программу воспитания и социализации, обеспечивающую достижение воспитательных целей. Причем требования предъявляются не только к воспитанию как части внеурочной деятельности, но и к воспитанию через учебный процесс.

Методологическая основа стандарта – Программа формирования универсальных учебных действий, реализующая системно-деятельностный подход. Еще один документ, весьма инструментальный, – это Планируемые результаты образования. Разработана система оценивания достижения планируемых результатов образования, позволяющая через систему заданий выявить уровень освоения предметных, метапредметных и личностных достижений учащихся. Разумеется, параметры развития личности ребенка оцениваются неперсонифицированно. Созданы примерные образовательные программы, программы взаимодействия школы с семьей и общественностью и прочее.

Особенно важными при переходе на новый стандарт Минобрнауки России считает требования к условиям реализации основных образовательных программ, прежде всего к финансово-экономическому обеспечению образовательного процесса. Разрабатывая соответствующие документы, мы основывались на механизмах, апробированных в последние два года в рамках комплексных проектов модернизации образования, в том числе переход на нормативно-подушевое финансирование, новую систему оплаты труда. Совместно с РАМН разработаны новые СанПиНы, в которых зафиксирована возможность использовать дополнительные часы второй половины дня для спортивно-оздоровительных мероприятий, патриотического воспитания, художественно-эстетической деятельности, изучения дополнительных учебных предметов.
Документы, о которых идет речь, постоянно публиковались для общественного обсуждения, их апробация состоялась в 14 субъектах Федерации. В апробации участвовало около 800 общеобразовательных учреждений, и по ее результатам в документы вносились уточнения и дополнения.

Опережающий характер

Проект стандарта, который мы пред-ставляем в Минобрнауки России, имеет проработанную методологическую основу. Выявлены и научно обоснованы системообразующие, концептуальные подходы, на основе которых создан стандарт, в том числе системно-деятельностный и аксиологический подходы. Зафиксирована концепция политкультурности как основа построения образовательного процесса и консолидации российского общества. В обсуждении наиболее важных элементов стандарта принимала участие поликонфессиональная рабочая группа, в которую вошли представители всех ведущих российских конфессий.

В основу ФГОС второго поколения положен принцип преемственности по отношению к предыдущим разработкам, таким как стандарт первого поколения, и различные программы, призванные улучшить качество работы школы (информатизация, профильное обучение и прочее). Тем не менее наша разработка имеет опережающий характер. Помня о прошлом, мы проектируем будущее, что серьезно отличает наш проект от стандарта первого поколения. Как образно заметил один коллега, ФГОС общего образования 2004 года – это всего лишь страница в атласе школьной жизни, а ФГОС 2009 года – объемный, красочный и всеобъемлющий атлас.

Одним из завоеваний постсоветского периода совершенно справедливо считается академическая автономия школы. Новый стандарт не только сохраняет ее в полном объеме, но и расширяет возможности развития вариативности образования. Более того, он предполагает активное участие в реализации стандарта работников образования, педагогических коллективов. В нашем проекте заложена идеология создания школьных команд, работающих на достижение единого результата. Предложив примерную образовательную программу, школе дали возможность разработать программу образовательного учреждения, а учителю – создать рабочую программу. При этом выбор образовательных технологий, методик обучения остается исключительно в ведении учителя, как и предусмотрено законом «Об образовании».

В связи с переходом на новый стандарт возникает вопрос: как будет проводиться ЕГЭ и будет ли он проводиться вообще? ЕГЭ, безусловно, будет – так предписано законом. Но ЕГЭ в том виде, в каком он существует сегодня (прежде всего речь идет о контрольно-измерительных материалах), соответствует стандарту первого поколения, который направлен на достижение исключительно предметных результатов. Новый стандарт предусматривает иную систему оценки достижений учащихся, и это потребует содержательных, а возможно, и организационных изменений формата проведения ЕГЭ. В конце апреля этого года на круглом столе в Экспертно-патриотическом клубе «Единой России» министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко заявил, что министерство готово рассмотреть другие формы проведения ЕГЭ. При этом принципы ЕГЭ – независимость и объективность оценки – должны быть сохранены.

Впрочем, система оценивания в новом стандарте – это не только и не столько ЕГЭ. Существует также оценка деятельности учителя, общеобразовательного учреждения, муниципальной и региональной систем образования. Разработчики стандарта предложили модель по вовлечению в оценочную деятельность всех участников образовательного процесса, включая семью. Система взаимосвязанных процедур имеет соответствующую критериальную базу для оценки деятельности всех субъектов образовательного процесса. Разработан инструментарий для комплексной оценки всех групп результатов – предметных, метапредметных и личностных.
Апробация в семи субъектах Федерации показала, что такая оценка положительно воспринимается учителями, она вполне инструментальна и не вызывает особых трудностей при использовании.

Учитель как гражданин: подготовка и повышение квалификации

Главный вопрос, который волнует сегодня разработчиков стандарта, – кто будет стандарт реализовывать? К сожалению, наиболее неподготовленной к введению нового стандарта является система педагогического образования. Сегодня ситуация такова, что эта система ощущает себя некой самодостаточной ценностью, при том что, на наш взгляд, она является ресурсом и инструментом реализации стандарта образования.

На этапе внедрения нового стандарта стратегические задачи предстоит решать системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, хотя, казалось бы, она должна решать исключительно тактические задачи. Учителям необходимо пройти повышение квалификации по целому ряду направлений, главное – учителя должны понимать, что их ключевое предназначение состоит в воспитании граждан России. Вспомним семантику слова «образование» – передача образа. Учитель сам должен являться носителем образа человека, народа, страны и передавать этот образ молодому поколению.

Но будет ли в российской школе именно такой учитель? Анализируя различные проекты стандарта профессионального педагогического образования, понимаешь, что в ходе их реализации вузы смогут сформировать очень компетентного, грамотного специалиста-предметника, но отнюдь не гражданина своей страны, способного передать образ России подрастающему поколению. Единственное исключение – стандарт профессионального педагогического образования, разработанный Московским психолого-педагогическим городским университетом под руководством академика РАО В. Рубцова. В этом стандарте я вижу личность Человека, Педагога, Учителя, который способен повести за собой.
В ближайшее время необходимо провести коренную реформу высшего педагогического образования с целью обеспечения реализации ФГОС после его принятия. Одновременно нужно реализовывать программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров в системе дополнительного образования. Программы для педагогов начальной школы уже разработаны и получили высокую оценку специалистов. В этих программах, рассчитанных на 72–144 часа, учтены положения основных программных документов, определяющих развитие российского образования на ближайшие годы.

Технологии массового повышения квалификации учителей через систему тьюторства уже отработаны. Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования имеет большой опыт повышения квалификации учителей истории и обществознания по всей стране, и этот опыт может быть эффективно использован и для обучения учителей, которым предстоит работать по новому стандарту.



Автор: менеджер интернет магазина книг Кочемасова.РА.







Зарегистрирован на Портале Поставщиков
 
Все права защищены © ИП Конюхов О.В. 2006-2024
Копирование информации с сайта возможно только при согласовании с администрацией
Total: 0.01 Единый Call-Центр (495) 989-15-70
[email protected]
Схема проезда и график работы