График работы
Понедельник с 9.00 до 17.00
Вторник с 9.00 до 17.00
Среда с 9.00 до 17.00
Четверг с 9.00 до 17.00
Пятница с 9.00 до 16.00
Суббота выходной
Воскресенье выходной
О рекомендациях, учтенных и не учтенных при разработке проекта ФГОС начального общего образования, рассказывает секретарь ЦК профсоюза работников народного образования и науки РФ Владимир ЛИВШИЦ.
Вопрос: Владимир Борисович, какой из трех проектов ФГОС начального общего образования поддержал профсоюз?
Ответ:Мы поддержали проект, разработанный Институтом стратегических исследований образования РАО. При этом мы сделали ряд замечаний, касающихся прежде всего трех разделов: требований к материально-техническим условиям, требований к кадровым ресурсам и требований к условиям финансирования.
В: Что конкретно было предложено?
О: В первоначальном проекте Стандарта вообще не содержалось требований к условиям работы учителя. Мы предложили решить вопрос питания учителя в школе, обеспечить каждому учителю рабочее место для подготовки к уроку, проверки тетрадей. Это обязательное условие нормального учебного процесса. С учетом сегодняшней архитектуры российских школ возможны разные решения, в том числе одна или две учительских с рабочими местами, лаборантские для физиков, химиков и биологов. Желательно, чтобы рабочие места были оснащены современным информационным оборудованием. Разработчики стандарта к нам прислушались, и пожелания были учтены.
В: Что вы предложили по условиям финансирования?
О: Эти предложения мы представляли трижды, и в конце сентября на совещании, которое состоялось в Сочи с участием работников профсоюза, руководителей региональных органов управления образованием и пред-ставителей Минобрнауки, директор профильного департамента министерства Игорь Реморенко сказал, что наши замечания обдумываются. Но в проект они не были внесены. В разделе стандарта, посвященном требованиям к условиям финансирования, по сути, пересказываются нормы Закона «Об образовании», но понятие стандарта финансовых условий не сформулировано.
В: Нужно ли вообще его формулировать в таком документе, как ФГОС?
О: На наш взгляд, обязательно. На любом предприятии разрабатывается бизнес-план, в котором учитываются все виды ресурсов, в том числе финансовых, необходимых для выпуска продукции с заданными параметрами. Общее образование, конечно, не коммерческая деятельность, но это тоже производство, и стандарт для школы - это аналог бизнес-плана. Значит, в стандарте должен содержаться и порядок расчета финансовых ресурсов, необходимых для подготовки выпускников, соответствующих предъявленным требованиям.
Мы много говорим о том, что главная фигура в школе - это учитель, а главное условие работы учителя - его зарплата. Вопрос, сколько средств необходимо, чтобы учитель эффективно работал, остается актуальным.
В: Но ведь зарплата учителя находится в ведении регионов, а разница в зарплате по регионам сегодня очень существенная...
О: В целом в системе общего образования зарплата сегодня низкая, но по регионам действительно есть различия. Можно сказать, что в каждом регионе зарплата «низкая по-разному». Мы вовсе не предлагаем определять на федеральном уровне конкретные цифры зарплаты учителя и учебных расходов. Но необходим алгоритм, методика определения расходов для каждого региона и, возможно, каждого муниципалитета. Необходимо установить минимум, ниже которого опускаться нельзя.
В: Почему ваши предложения по установлению финансового норматива не были приняты?
О: Очевидно, разработчики стандарта понимали, что тогда возникнут сложности при согласовании документа в Минфине. Это вопрос межбюджетных отношений, изменения принципов определения размеров финансовой помощи региону из федерального бюджета. Я уверен, что в России есть экономисты, которые могут предложить формулу расчета финансового стандарта общего образования для регионов и муниципалитетов, но в случае принятия этой формулы Федерация должна будет выпустить документ по стандартизации финансовых условий, принять на себя ответственность вплоть до дополнительного финансирования регионов, которые не смогут выполнить стандарт.
В: Какие проблемы могут возникнуть из-за того, что предложение профсоюза не было учтено?
О: Эти проблемы уже возникли. Уровень общего образования в России зависит от того, где живет человек, и, по большому счету, это нарушение Конституции. Неравномерное качество образования будет и дальше усиливать различия в оплате учительского труда, а значит, в качестве учителей и, если смотреть на вещи более глобально, неравномерность развития регионов.
В: Есть ли шансы, что предложения профсоюза все-таки будут учтены? Ведь ФГОС общего образования может совершенствоваться в процессе его применения.
О: Если не бороться, шансов никогда не будет. Мы видим свою ближайшую задачу в том, чтобы финансовый стандарт все-таки появился.
Беседовал Борис СТАРЦЕВ
Все права защищены © ИП Конюхов О.В. 2006-2024 Копирование информации с сайта возможно только при согласовании с администрацией | Total: 0.01 |
Единый Call-Центр (495) 989-15-70 [email protected] Схема проезда и график работы |