Внимание! Обращаем ваше внимание, что при сумме заказа менее 800 рублей возможен только самовывоз.
Привет! Вход или Регистрация

Книжный интернет-магазин Умник и К ФГОС как механизм проектирования образовательного потенциала

24.12.2009

Любовь ФЕДЕНКО: «ФГОС как механизм проектирования образовательного потенциала страны»

Модернизация возрождающейся после кризиса российской экономики и социально-экономической системы в целом предполагает необходимость целого ряда существенных качественных изменений

 

К таким изменениям относятся:

  • развитие отраслей глубокой переработки сырья, повышение технико-технологического уровня производства и, следовательно, роста инновационной активности и квалификационного потенциала работников;
  • развитие сфер деятельности, в которых на порядок выше, чем в традиционной сырьевой экономике, поднимается уровень кооперации и взаимозависимости участников экономической жизнедеятельности;
  • расширение открытости российского общества, включенности граждан в международные общественные и экономические процессы;
  • повышение горизонтальной и вертикальной мобильности в обществе, значимости миграционных процессов, динамики формирования общественных организаций.

Рост человеческого и социального капитала становится ключевым фактором развития России, что предопределяет центральную роль образования. Формирующийся в посткризисном обществе средний класс должен обладать такими качествами, как:

  • установка на инициативу в приобретении компетенций и формировании высокой компетентности;
  • готовность и способность к технологическим, организационным, социальным инновациям;
  • высокая социальная активность;
  • требовательность к исполнению обязательств, ориентация на сотрудничество и взаимную ответственность;
  • способность быстро адаптироваться к новым вызовам;
  • компетентность в осуществлении социальных взаимодействий, способствующих быстрому распространению опыта и созданию эффектов коллективного действия.

Очевидно, что формирование перечисленных качеств начинается в системе общего образования, и не менее очевидно, что современная российская школа не в состоянии решить эти проблемы. Кризис образования, как одна из глобальных проблем современности, выявлен и описан исследователями в качестве свершившегося факта. Он представлен частичным свертыванием системы образования, возрастанием функциональной неграмотности вы-пускников, низкой эффективностью системы образования, проявляющейся в снижении его качества на всех уровнях и ступенях.

Возрастает значимость рисков несоответствия действующих образовательных стандартов вызовам социально-экономического развития и модернизации страны в средне- и долгосрочной перспективе. Необходимо строить принципиально новую школу, нужны новые требования к содержательному наполнению Стандартов общего образования.

Разработка нового поколения Стандартов общего образования осуществлялась поэтапно на протяжении четырех лет. При этом важнейшими задачами стали прогнозирование основных контуров образования в ближайшей и отдаленной перспективе, а также обеспечение общественного и профессионального согласия в вопросах перспективного целостного проектирования ФГОС.

Создание Стандарта второго поколения - это качественно новый этап в развитии подходов к проектированию и нормированию образования на основе социально-экономических прогнозов. Новый ФГОС - исключительный по масштабам и значимости документ, имеющий развивающий, прогностический и диагностический характер, являющийся основным инструментом модернизации системы образования.

Все разработанные материалы были вынесены на обсуждение профессионального сообщества на семинарах, совещаниях, конференциях с участием представителей регионов РФ, на заседаниях президиумов РАО и РАМН, на встречах с родителями учеников и общественностью. В 14 регионах РФ созданы 670 апробационных площадок регионального, муниципального и институционального уровней. Все документы обсуждались на семинарах в МОН, в СМИ, на специализированном сайте «Новые Стандарты общего образования: на пути к общественному договору» http://standart.edu.ru.

Итогом экспертиз и обсуждений стало не только значительное улучшение текстов ФГОС и сопровождающих материалов, но и приобщение к разработке, во-влечение в ряды союзников и соавторов значительного числа профессионалов и заинтересованных участников образовательного процесса, в том числе руководителей региональных органов управления образованием, которым предстоит принимать стратегические решения, связанные с внедрением ФГОС.

Решение таких задач невозможно без учета прогнозных представлений о по-следствиях их реализации, вероятностной оценки будущих результатов и путей развития системы образования, а также исследования рисков вероятности неблагоприятного исхода по сравнению с прогнозируемым сценарием вследствие присущей любому инновационному проекту неопределенности.

Это предопределяет необходимость рассмотрения вопросов управления проектными рисками как совокупностью процессов, связанных с идентификацией, анализом рисков и принятием решений, которые включают максимизацию положительных и минимизацию отрицательных последствий на-ступления рисковых событий.

Ключевое значение имеет процедура идентификации рисков, генерирующая необходимую информацию для их дальнейшего анализа и реализации эффективных защитных мероприятий. Результатом идентификационных процедур является формирование максимально полного перечня рисков, оказывающих влияние на результаты проекта.

В целях разработки эффективных механизмов защиты возникает необходимость выделения тех рисков, которые являются наиболее сложными с точки зрения управления.

Любовь ФЕДЕНКО,
заместитель директора
Института стратегических исследований
в образовании РАО

 http://www.prosv.ru



Автор: обзор подготовил менеджер магазина книг Бадулина







Зарегистрирован на Портале Поставщиков
 
Все права защищены © ИП Конюхов О.В. 2006-2024
Копирование информации с сайта возможно только при согласовании с администрацией
Total: 0.01 Единый Call-Центр (495) 989-15-70
[email protected]
Схема проезда и график работы