Внимание! Обращаем ваше внимание, что при сумме заказа менее 800 рублей возможен только самовывоз.
Привет! Вход или Регистрация

Книжный интернет магазин Умник и К Мы вернули к разработке школьных учебников

27.01.2010

О будущем школьного образования, об общественном договоре и о роли Новосибирской области в разработке стандартов второго поколения - в интервью с Александром Михайловичем Кондаковым, директором издательства «Просвещение», руководителем группы разработчиков ФГОС.
Интервью с Александром Михайловичем Кондаковым состоялось сразу после видеоконференции, которая проходила в Областном центре информационных технологий. - Новый стандарт вводится в 2011 году. Он разрабатывался 3 года, и введение его в 11-м году означает, что на разработку стандарта фактически нам было дано 5 лет. Мы впервые разрабатывали стандарт исходя не из собственных педагогических представлений. Мы рассматривали стандарт как общественный договор. В своё время Владимир Владимирович Путин сказал, что мы строим гражданское общество. Это такое общество, которое ставит перед собой цели и задачи, а государство реализует их. А общество интегрирует запросы семьи.

И мы построили общественный договор - из запросов семьи, общества и государства. И у каждого запрос свой. В 17-ти субъектах РФ учёные-социологи из Российской академии наук впервые провели опросы семей о том, что они вообще хотят от современной школы. И выяснилось, что семья не может внятно сформулировать, чего же она хочет. Родители говорят, что ребёнок должен быть культурным, образованным, здоровым. А начинаешь задавать вопросы: «Какого ребёнка вы считаете образованным?» - «Ну, это школа должна ответить». - «Ну, хорошо, а культурный ребёнок - что такое?» Тоже школа должна ответить?.. Наверное, степень зрелости гражданского общества постепенно проявляется в том, что запрос семьи в настоящее время начинает всё более и более внятно артикулироваться. И наша разработка всё больше и больше встречает поддержку семей, особенно в той части, где мы говорим о том, что ребёнок должен вырасти гражданином, что он должен вырасти в традициях российской семьи и так далее. Поэтому новый стандарт ориентировали на формирование базовой системы российских ценностей, на формирование у ребёнка гражданства, патриотизма, уважения к знанию, к творчеству, к другим людям. Исходя из этих соображений мы и выстраивали содержание образования и учебно-воспитательного процесса. Общественный и семейный запрос по формированию гражданственности привёл, в частности, к тому, что в стандарте мы выделяем для такой работы вторую половину дня. Раньше учителя работали в это время на добровольной основе. Сейчас эта деятельность учителя должна быть оплачена. И это мы тоже вводим в стандарт. Я надеюсь, что стандарт начальной школы, который сейчас прошёл апробацию, всё-таки позволит сделать наших детей более успешными, более приспособленными к жизни в современной мире. Потому что ни для кого не секрет, что в 90-е годы школа выполняла роль социального сейфа, предохраняя детей от улиц, от разгула, который царил в стране. Сейчас мы должны максимально придать школе функцию социального лифта, стартовой площадки, которая позволит человеку двигаться по своей траектории, развиваться, выстраивать систему взаимоотношений с другими людьми и с другими народами. Всё это позволит ему быть успешным и чувствовать себя комфортно в современном мире.   - Будут ли изменены программы по каким-либо предметам? Что-то добавится или, наоборот, будет убрано? - Содержание базовых предметов сложно менять, хотя и здесь будут определённые изменения. Во-первых, мы совместно с Российской академией наук провели работу по отбору понятийного аппарата, концепцию и теорию которого необходимо знать сегодняшнему ребёнку, живущему в век нанотехнологий, биотехнологий, атомной энергетики. Это позволит немножко разгрузить содержание образования. Второй серьёзный момент - это то, что, говоря о формировании гражданина, мы особое внимание уделили ценностно-формирующим, мировоззренческим предметам. Это, прежде всего, отечественная и всеобщая история, это география, литература, обществознание - целый ряд предметов, в которых содержание пересматривается достаточно серьёзно. Отдельный эксперимент у нас был по истории, по второй половине 20-го века. Я сам (как директор издательства «Просвещение», как разработчик стандарта) был сильно удивлён, узнав, что у нас учебники истории до сих пор написаны на основе информационного подхода. Современный стандарт предполагает, что это будет историко-культурно-цивилизационный подход. То есть совершенно другая методологическая база, другой принцип отбора исторического материала. Это большая работа. Ее выполняли ведущие учёные страны. Очень важно, что мы вернули к разработке школьного содержания образования большую академическую науку.   Я постарался рассказать о том новом, что есть в стандарте. Естественно, при сохранении всех функций школы. Но самая главная проблема - это, конечно, проблема современного учителя. Надеюсь, что Год учителя, который в стране начинается, позволит эти проблемы решить. Те инициативы, которые руководство страны в последнее время реализует - я имею в виду и национальные проекты, и проведение Года учителя - они значительно способствуют изменению роли и места в системе школьного образования, школы в целом среди других институтов социализации.

- Сейчас родители страдают оттого, что каждый год нужно покупать новые учебники. Раньше мы могли взять их в библиотеке. Изменится ли эта ситуация? - Проблема заключается в том, что с 1997 года закупка учебников была передана с федерального уровня на региональный, и не всегда у субъектов федерации хватало денег на закупку учебников в полном объёме. Но, несмотря на кризис, я могу сказать, что ситуация 2009 года в целом по стране не изменилась к худшему, а несколько даже улучшилась. Поэтому я надеюсь, что этот вопрос будет решён. Конечно, необходима разработка новых поколений учебников. Потому что современное информационное общество требует учебников другого типа, где книга является навигатором в информационном пространстве. Электронное сопровождение, интернет-сопровождение сегодня уже есть.

Вот эти поколения учебников дорогие и сложные в разработке. Но, я думаю, ещё несколько лет, и мы будем жить другой жизнью. И тогда мы с вами будем говорить, что мы раньше брали учебники в библиотеке, а теперь будем приходить в библиотеку, включать компьютер и читать электронный учебник. - Как вы оцениваете готовность Новосибирской области и её возможности по внедрению стандартов второго поколения? - Новосибирская область - одна из тех, которая проводила апробацию ФГОС. И в ходе видеоконференции прозвучало, что учителя положительно оценили те документы, которые они апробировали. На сегодняшний день эта область в числе других 14-ти субъектов Федерации наиболее подготовлена к введению стандарта. Здесь работал Институт повышения квалификации работников образования, Областной центр информационных технологий, был задействован целый ряд районов Новосибирской области. Модель образования, которая создана с участием Новосибирской области, будет реализована в стране. Я имею в виду региональную, муниципальную и школьную модели образования.   - Может ли состоявшаяся видеоконференция служить подтверждением готовности Новосибирской области? - Да, вопросы были интересные, и они показали, что материалы стандарта очень глубоко проработаны учителями. Учительская аудитория вообще достаточно въедливая. И вопросы были не о новой системе оплаты труда, не о деньгах, а о том всё-таки, чему и как учить ребёнка. Вот это мне очень импонирует. Потому что это главная задача образования.   Светлана КИТЕЛЁВА, редакция ОблЦИТ Фотоиллюстрации автора

http://www.edu54.ru



Автор: обзор подготовил менеджер магазина книг Гаврина С







Зарегистрирован на Портале Поставщиков
 
Все права защищены © ИП Конюхов О.В. 2006-2024
Копирование информации с сайта возможно только при согласовании с администрацией
Total: 0.01 Единый Call-Центр (495) 989-15-70
[email protected]
Схема проезда и график работы