Внимание! Обращаем ваше внимание, что при сумме заказа менее 800 рублей возможен только самовывоз.
Привет! Вход или Регистрация

Книжный интернет магазин Умник и К обзор Одна из наших главных задач – вызвать интерес

13.04.2010

Александр КОНДАКОВ: «Одна из наших главных задач - вызвать интерес»

1 апреля 2010 года четвертые классы 19 регионов приступают к изучению Комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ этого курса стали поручение Президента РФ от 2 августа 2009 года (Пр-2009 ВП-П44-4632) и распоряжение Председателя правительства РФ от 11 августа 2009 года (ВП-П44-4632). О курсе, учебниках и их подготовке рассказывает генеральный директор издательства «Просвещение» Александр Кондаков.

 

Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее - ОРКСЭ) включает в себя 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудей-ской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики». Один из модулей изучается ребенком с его согласия и по выбору его родителей. В течение двух лет преподавание учебного курса будет проходить в экспериментальном режиме в четвертой четверти 4 класса и первой четверти 5 класса.

Учебный курс ОРКСЭ - это единая комплексная учебно-воспитательная система. Все его модули согласуются между собой и по педагогическим целям, и по задачам, и по требованиям к результатам освоения учебного содержания. Курс разработан в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

Пожалуй, главная особенность ОРКСЭ состоит в том, что этот курс является культурологическим. Он направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также, что особенно важно, на осознание своей сопричастности к ним.

Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики должно сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора ребенка, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу, направленному прежде всего на социальное сплочение.

Эксперимент предусматривает, что школа самостоятельно определяет перечень модулей ОРКСЭ, предлагаемых для изучения, исходя из образовательных, культурных и религиозных потребностей детей и их семей, а также собственных возможностей организации образовательного процесса.

Введение курса не является чем-то неожиданным и уж тем более непродуманным. В ряде регионов основы религиозных культур, историю религии преподают уже много лет. Надеюсь, что теперь, когда предложены модули по всем религиям, имеющим место в России, регионы будут особенно внимательны к возможным рискам введения курса культуры какой-то одной конфессии. За насаждением взглядов одной конфессии в отдельно взятом классе или школе скрывается риск конфессионального раскола в пределах нескольких сотен детей, а вернее, семей.

Выбор курса, конечно, должен оставаться за семьей, но я считаю, что наиболее перспективны предметы кросскультурные - «Светская этика» и «Мировые религиозные культуры». По заказу Минобрнауки, сформированному на основании запросов из регионов, издательство напечатало 122 тысячи модулей по светской этике, 82 тысячи - по православной культуре, 58 тысяч - основы мировых религиозных культур, 36 тысяч - основы исламской культуры, 13,5 тысяч - основы буддийской культуры и 12 тысяч книг - основы иудаизма. Хочу подчеркнуть: эти цифры отражают не численность диаспор или верующих, а общественный запрос. А он свидетельствует: на сегодня большинство выбрало курс светской этики, формирующей нормы и правила поведения в нашем обществе и государстве.

В нашей стране проблемы светской этики пока слабо проработаны в научном плане, и, к сожалению, отдельные конфессии пытаются приравнять курс светской этики к преподаванию атеизма. Это неправильно и в этой пропаганде есть элемент серьезной недобросовестности. Светская этика отражает нормы и правила поведения людей в поликонфессиональном, полиэтничном, поликультурном гражданском обществе.

Многие предпочли единый курс истории мировых религий, знакомящий с традициями, этическими нормами, правилами и историей основных конфессий нашего государства. При этом оба курса зачастую выбирали и этнически однородные территории, в том числе с традиционно сильными позициями ислама.

Часть семей решила глубже познакомить ребенка с культурой своей конфессии. Например, в центральной России курс «Основы православной культуры» заинтересовал более половины семей. Но и в этом случае речь идет не о религиоведческих курсах или Законе Божьем, а об изучении основ соответствующей культуры.

«Основы религиозных культур и светской этики» - сложный курс и требует особого внимания к учебным и методическим пособиям. Весь комплект учебно-методических материалов включает, кроме уже названных шести модулей, книгу для родителей, книгу для учителя, учебные программы и электронные пособия к каждому модулю. По решению межведомственной комиссии Министерства образования и науки РФ учебники разрабатывали представители конфессий. Но адаптация их мыслей к детскому уровню потребовала серьезной работы издательства, ведь учебник - это не научный труд, а особая форма изложения материала. Трудно рассказывать 10-летним детям о достаточно сложных вещах, но, надеюсь, мы справились со своей редакционной и издательской задачей. Пособия сделаны с учетом всех требований, которые предъявляются к современным учебным пособиям, а электронное сопровождение упрощает задачу заинтересовать и увлечь ребенка изучением предмета. Вызвать интерес - одна из наших главных задач, потому что один из рисков эксперимента - неприятие детьми данного курса.

Учитывая социальную значимость и потенциальные риски, мы подготовили книгу для родителей. Введением этого курса озабочены не только школы и педагоги, но и семьи, особенно состоящие из людей разной веры и разных взглядов на вопросы религии. Поэтому основные цели и задачи, планируемые результаты преподавания обсуждаются с родителями. Перед началом курса в школах прошли родительские собрания, где всем раздали книги для родителей.

Отмечу то, что каждый учебник прошел многоуровневую экспертизу. Первая - конфессиональная - с выверкой на соответствие основным каноническим нормам, поскольку есть сложности внутри самих конфессий. В православии, например, между ново- и старообрядцами. Есть внутренние течения в иудаизме, три течения буддизма в России: калмыцкое, бурятское и тывинское. Есть мусульмане Татарстана, а есть - Северного Кавказа.

Мы стремились избежать всего, что может вызвать конфликт как внутри отдельной конфессии, так и между конфессиями. Поэтому была проведена как конфессиональная, так и кроссконфессиональная экспертиза: полный комплект пособий получили представители всех конфессий, а также ученые, которые готовили курсы светской этики и мировых религиозных культур. Они проверили все издания на предмет корректности изложения материала о своей конфессии в учебниках, посвященных другим религиям.

Следующий уровень - это психолого-педагогическая экспертиза соответствия материала возрастным особенностям учащихся и знаниям, полученным детьми в начальной школе.

И в завершение была организована научная экспертиза. Мы обратились к ученым Института философии и других институтов РАН, которые провели экспертизу учебных пособий на предмет адекватности их научного содержания.

Ученые РАН помогли привести содержание учебников в соответствие с современными представлениями науки и минимизировать риски, которые содержались как в тексте, так и в иллюстративном ряде.

По результатам эксперимента через два года мы сможем подготовить доработанный вариант учебных пособий, который будет еще в большей мере отвечать требованиям современного образования и прежде всего требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

И еще один важный момент, о котором нельзя не сказать в начале этого пути. Успех курса во многом зависит от того, кто будет преподавать этот предмет. Я надеюсь, что преподаватель этого предмета, как любой хороший педагог, сможет оставить свое «я» за дверью класса, а в классе реализовать ту задачу, которая стоит перед ним как перед педагогом.

    http://prosv.ru



Автор: обзор подготовил менеджер магазина книг Кузнецов М.Л







Зарегистрирован на Портале Поставщиков
 
Все права защищены © ИП Конюхов О.В. 2006-2024
Копирование информации с сайта возможно только при согласовании с администрацией
Total: 0.01 Единый Call-Центр (495) 989-15-70
[email protected]
Схема проезда и график работы