Внимание! Обращаем ваше внимание, что при сумме заказа менее 800 рублей возможен только самовывоз.
Привет! Вход или Регистрация

Книжный интернет магазин Умник и К обзор Книгоиздание - 2009: сегмент учебной литературы

12.05.2010

Принято считать, что учебное книгоиздание является основополагающим фундаментом для формирования интеллектуального потенциала российской нации. Это действительно так - и с государственной точки зрения, и с точки зрения статистики: выпуск образовательной литературы занимает ведущее место в системе отечественного книгоиздания, обеспечивая 32% общего выпуска книжной продукции в стране по числу названий и 30% совокупного национального тиража.

В разделе учебных и учебно-методических изданий для всех форм обучения львиную долю (66% по числу названий и 65% по тиражу) составляет образовательная литература для высшей школы и среднего специального образования. Прошедший год был непростым для всего российского книгоиздания, и в немалой степени кризис коснулся сегмента учебной литературы. В этой статье нам бы хотелось проанализировать основные тенденции и динамику развития рынка учебников. Учитывая основную тему номера нашего журнала, мы сделаем акцент на книгоиздании для высшей школы и средних специальных учебных заведений.

Прежде всего, проведём сравнение показателей деятельности отрасли учебного книгоиздания с общим книжным выпуском в стране (см. табл. 1).

Таблица 1. Выпуск учебной и учебно-методической литературы в России в 2008-2009 гг.*
*Здесь и далее использованы исходные данные из следующих источников:
Печать Российской Федерации в 2008 году: Статистический сборник. - М.: Российская книжная палата, 2009;
Печать Российской Федерации в 2009 году: Статистический сборник. - М.: Российская книжная палата, 2010.

  Число выпущенных названий Прирост числа выпущенных названий в 2009
Совокупный тираж, тыс. экз. Прирост совокупного тиража в 2009 Печ. л.-отт., тыс. Прирост совокупного листажа в 2009
2009 2008 названий % 2009 2008 тыс. экз. % 2009 2008 тыс. л.-отт. %
Всего изданий, выпущенных в России 127596 123336 +4260 +3,45 716553,1 760439,3 -43886,2 -5,77 8042232,1 9729802,8 -1687571 -17,34
в том числе:  
Учебные и методические издания 40978 37659 +3319 +8,81 218278,5 243917,9 -25639,4 -10,51 2457451,3 2912812,9 -455361,6 -15,63
в том числе:  
учебные и методические издания для дошкольников 2309 2316 -7 -0,30 20022,7 26182,8 -6160,1 -23,53 123128,7 164094,3 -40965,6 -24,96

учебные и методические издания для обще-
образовательной школы, в том числе:

9384 8600 +784 +9,12 169807,3 177455,1 -7647,8 -4,31 1867808,0 2029252,0 -161444 -7,96
учебные и методические издания для начальной школы 3756 3263 +493 +15,11 80943,4 84273,2 -3329,8 -3,95 636557,5 702621,4 -66063,9 -9,40
учебные и методические издания для средней школы 3613 3196 +417 +13,05 65317,3 65831,6 -514,3 -0,78 859079,8 885296,1 -26216,3 -2,96
учебные и методические издания для старшей школы 2010 2139 -129 -6,03 23512,6 27297,3 -3784,7 -13,86 371962,7 440904,7 -68942 -15,64
Учебные и методические издания для высшей школы и среднего специального образования 27033 24517 +2516 +10,26 21717,9 28685,2 -6967,3 -24,29 336479,6 495493,3 -159013,7 -32,09
в том числе:  
учебные и методические издания для высшей школы 26272 23410 +2862 +12,23 19928,8 25659,5 -5730,7 -22,33 304548,9 441953,7 -137404,8 -31,09
учебные и методические издания для среднего специального образования 761 1107 -346 -31,26 1789,1 3025,7 -1236,6 -40,87 31930,7 53539,6 -21608,9 -40,36
учебные и методические издания для прочих видов обучения 1818 1837 -19 -1,03 4037,5 8218,9 -4181,4 -50,88 72803,4 149593,1 -76789,7 -51,33
учебные словари, справочники 434 389 +45 +11,57 2693,1 3375,9 -682,8 -20,23 57231,6 74380,1 -17148,5 -23,06

Примечательно, что рост числа выпущенных изданий в разделе «Учебные и методические издания для высшей школы и среднего специального образования» оказался существенно выше (+10,26%), чем общий прирост выпуска названий книжной продукции по стране (+3,45%). При этом подъём в указанном разделе литературы был обусловлен увеличением выпуска учебной литературы для вузов (+12,23%) на фоне резкого падения выпуска учебников и методических изданий для среднего специального образования, которое оказалось сильнейшим во всём сегменте учебной и учебно-методической литературы (-31,26%).

Если говорить о тиражах, то общая картина здесь прямо противоположна ситуации с количеством названий: общий тираж выпущенных учебных и учебно-методических изданий в стране упал существенно сильнее (-10,51%), чем общие совокупные тиражные объёмы всей издаваемой в России книжной продукции (-5,77%). Нет ни одного раздела учебной литературы, который показал бы в 2009 году по тиражам положительную динамику. В наименьшей степени от кризиса пострадали тиражи учебной литературы для начальной и средней школы (причина, думаем, понятна), а в наибольшей - как раз учебные и методические издания для высшей школы и среднего специального образования (-24,29%), а также издания для прочих видов обучения (-50,88%). При этом в общем падении наиболее негативно выделяется падение тиражей в группе изданий для среднего специального образования, где оно достигло отметки в -40,87%.

Что касается листажа выпущенной продукции, то здесь картина в целом повторяет ситуацию с тиражами: раздел учебной литературы для вузов и ссузов «просел» приблизительно в два раза сильнее рынка в целом (-32,09% против -17,34%), при этом закономерно, что листаж изданий для ссузов в процентном отношении упал сильнее, чем листаж литературы для вузов.
Если отвлечься от процентов и посмотреть на абсолютные показатели, то масштаб падения производства в сфере учебного книгоиздания серьёзно беспокоит: за прошедший год система образования в стране недополучила 25,6 млн экземпляров книг (из них около 7 млн экземпляров - для высшей и средней специальной школы), в общем листаже составляющих 455 млн печатных листов-оттисков (из них почти 140 млн - для вузов и ссузов).

Как видно из табл. 2, в 2009 г. наибольшую долю в разделе учебных и методических изданий занимает тематический раздел изданий по образованию, культуре и средствам массовой информации (культура, журналистика, педагогика, образование и пр.): 34,62% по числу выпущенных названий и 88,78% по тиражу. Однако в сегменте изданий для высшей школы и среднего специального образования ситуация иная: здесь по числу выпущенных названий пальму первенства удерживает раздел учебных и учебно-методических изданий по политическим и социально- экономическим наукам - 34,75%, а по тиражу - раздел учебных и методических изданий по технике (12,77%). В сегменте изданий для высшей школы наибольшую долю составляют книги по политическим и социально-экономическим наукам (35,04% по числу выпущенных названий и 55,71% - по тиражу), а в сегменте изданий для среднего специального образования - издания по технике (34,69% по числу выпущенных названий и 33,31% - по тиражу). За год существенных изменений в распределении долей того или иного раздела литературы в общем выпуске учебных и методических изданий (а также учебных изданий для высшей и средней школы) не произошло, правда на фоне незначительных изменений в сотые доли процентов обращает на себя внимание заметное сокращение доли учебных и методических изданий по технике для среднего специального образования в пользу других тематических разделов учебной литературы для ссузов, которое составляет 4,24% по числу выпущенных названий и 5,34% по тиражу.

Таблица 2. Выпуск учебной и учебно-методической литературы в России в 2008-2009 гг. по укрупненным тематическим разделам

Что касается изменений абсолютных количественных показателей учебного книгоиздания, то в кризисный год существенно прибавилось число учебных и методических изданий по образованию, культуре и средствам массовой информации (+1258 новых книг), а в сегменте учебных и методических изданий для вузов - число изданий по технике (+1123 новых издания). Наибольшие изменения в разделе изданий для средних специальных образовательных учреждений произошли в сегменте технической литературы, правда, со знаком «минус»: -167 названий, или -38,75%.

Что касается тиражей, то здесь наибольшее падение в абсолютных цифрах показал раздел учебных и методических изданий по образованию, культуре и СМИ: -14705,5 тыс. экз. Правда, в процентном отношении к прошлому году этот раздел оказался наиболее устойчивым к кризису: сокращение составило всего -7,05% от базы 2008 года. Чего не скажешь, например, о разделе техники, где падение в абсолютных цифрах, может быть, и не так велико («всего» -2716,8 тыс. экз.), зато в относительных величинах оно составляет почти половину от 2008 года: -42,04%.

Небезынтересны данные, представленные в табл. 3, из которой видно, что в кризисный год издательства существенно сократили выпуск переводных учебников. Эта тенденция вполне объяснима: многие издающие организации придерживались политики оптимизации расходов, в том числе по приобретению авторских прав и переводу. Впрочем, свою роль могла сыграть вводимая процедура изменения системы государственных образовательных стандартов.

Таблица 3. Выпуск переводной учебной и учебно-методической литературы в России в 2008-2009 гг.


Число выпущенных изданий Прирост/падение числа выпущенных названий в 2009 г. к 2008 г. Совокупный тираж, тыс. экз. Прирост/падение совокупного тиража в 2009 г. к 2008 г.
2009 2008 названий % 2009 2008 тыс. экз. %
Всего выпущенных новых изданий 111221 106382 +4839,00 +4,55 536684,8 561122,4 -24437,60 -4,4
Новые учебные и методические издания 32598 28981 +3617,00 +12,48 88988,9 106381,2 -17392,30 -16,3
Новые учебные и методические издания для высшей школы и среднего специального образования 23778 20506 +3272,00 +15,96 14710,1 17444,4 -2734,30 -15,7
в том числе:  
для высшей школы 23463 20029 +3434,00 +17,15 14076,9 16304,4 -2227,50 -13,7
для среднего специального образования 315 477 -162,00 -33,96 633,2 1140 -506,80 -44,5

Говоря об общих тенденциях развития рынка учебной литературы для высшего и среднего специального образования, предполагалось проанализировать динамику выпуска издательской продукции профильными коммерческими учебными издательствами. Однако здесь мы столкнулись с определённой проблемой: данные, которыми располагает официальная статистика (см. табл. 4) решительным образом отличаются от данных, предоставленных в период подготовки настоящей статьи самими компаниями.

Таблица 4. Показатели деятельности профильных издательств, выпускающих издания для высшей школы и среднего специального образования

Название издательств Данные Российской книжной палаты Данные издательств
2009 2008 2009 2008
1. Феникс 1004 1261 874 973
2. Дрофа 976 1222 соответствуют данным РКП
3. Академия 548 1129 н/д н/д
4. Питер 422 813 836 1220
5. Гэотар Медицина 419 251 н/д н/д
6. ИНФРА-М 381 418 420 460
7. Дашков и К 309 312 304 295
8. Проспект 285 336 251 н/д
9. КноРус 278 303 411 434
10. ЮНИТИ-ДАНА 271 244 584 503
11. Владос 226 156 69 111
12. Флинта 223 230 207 219
13. Высшая школа 190 204 н/д н/д
14. БХВ-Санкт-Петербург 170 262 192 243
15. Бином. Лаборатория знаний 160 151 н/д н/д
16. Волтерс Клувер 108 82 н/д н/д
17. Финансы и статистика 81 121 102 153
18. Академический проект 64 96 96 144
19. Аспект Пресс 47 55 41 67

На наш взгляд, в данной ситуации объективный анализ показателей деятельности издательств в прошедшем году невозможен, и мы оставим эту таблицу без комментариев на суд самих читателей.

Возвращаясь к общей ситуации с книгоизданием в стране, интересно отметить, что в целом в 2009 году в России сократился выпуск художественной, детской и справочной литературы, в то время как выпуск научных (и по названиям, и по тиражам) и учебных изданий (по числу названий) - вырос. В этой связи интересно проследить параллели кризисного 2008/2009 года с кризисным 1998/1999 годом. Любопытно, что в предшествующий кризисный период в России наблюдалась прямо противоположная картина: в 1999 году после дефолта в России вырос выпуск именно художественной, детской и справочной литературы (причем как по названиям, так и по тиражам), а выпуск научной, учебной и учебно-методической - уменьшился.

Не прибегая к дальнейшему анализу, лишь заметим, что в сегменте учебной и учебно-методической литературы для высшей школы и среднего специального образования в 2009 году также наблюдалась противоположная 1999 году ситуация. В 1999 г., в отличие от 2009 г., издания для средних специальных учебных заведений показали прирост, а число учебных изданий для вузов, напротив, сократилось (табл. 1 и табл. 5). Впрочем, что касается объёмов книгоиздания, то прошлый экономический кризис позволил российским издающим организациям нарастить и тиражи, и листаж практически по всем рассматриваемым разделам учебной литературы, чего, увы, не удалось повторить издателям в 2009 г.

Таблица 5. Выпуск учебной и учебно-методической литературы в России в 1998-1999 гг.


Число выпущенных названий Совокупный тираж, тыс.экз. Печатных листов-оттисков, тыс.
1999 1998 1999 1998 1999 1998
Всего изданий, выпущенных в России 47733 46156 421496,4 407576,1 6427435,6 6276187,0
в том числе:  
Учебные и методические издания, 13751 14405 143185,3 124540,1 2224274 1798351
в том числе:  
для общеобразовательной школы 3419 3338 113002,6 98080 1659940,7 1323207,3
Учебные и методические издания для высшей школы и среднего специального образования, 8985 9710 18226,1 14633,6 396891,5 302005,4
в том числе:  
для высшей школы 8819 9567 17021,3 13834,2 374839,9 287254,1
для среднего специального образования 166 143 1204,8 799,4 22051,6 14751,3
Учебные и методические издания для прочих видов обучения 647 695 3454,5 4059,5 66045,9 71196,4

А.Н. Воропаев, начальник отдела книжных выставок и пропаганды чтения Роспечати.


             http://ubook.ru   



Автор: обзор подготовил менеджер магазина книг Голованов М.Л







Зарегистрирован на Портале Поставщиков
 
Все права защищены © ИП Конюхов О.В. 2006-2024
Копирование информации с сайта возможно только при согласовании с администрацией
Total: 0.01 Единый Call-Центр (495) 989-15-70
[email protected]
Схема проезда и график работы