График работы
Понедельник с 9.00 до 17.00
Вторник с 9.00 до 17.00
Среда с 9.00 до 17.00
Четверг с 9.00 до 17.00
Пятница с 9.00 до 16.00
Суббота выходной
Воскресенье выходной
Оказывается, большинство сегодняшних вожатых из числа студентов сами никогда не отдыхали в загородном детском лагере. Удивляться не приходится, ведь из шести тысяч бывших пионерских городков к началу 1990-х годов уцелело лишь две тысячи...
Учитель Ирина Григорьевна Цветова устроилась работать воспитателем в подмосковный лагерь «Дружба» скорее по прагматическим соображениям, чем «из любви к искусству». Квартиру сдала на все лето, дочь-первоклассницу взяла с собой (путевка для нее бесплатна). Вот вам и плюсы: готовить не надо, природа - как в сказке, любимый ребенок всегда на глазах. Другой вопрос, что в планах работы «Дружбы» из года в год преобладают массовые праздники, причем один помпезнее другого. Гала-концерты, хит-парады, балы, костюмированные шоу. «Шумная показная педагогика это, увы, один из самых злых пороков современного загородного кэмпа», - пишут в своих работах знатоки летних педагогических стратегий.
А теперь представьте: в школе Ирина Григорьевна руководит клубом любителей поэзии, подростки в ней души не чают, коллеги ценят ее уникальный дар общения. Но в лагере, похоже, все эти таланты ей не пригодятся. В «Дружбе» царят совсем другие установки и традиции, надо признать, достаточно далекие от настоящих вкусов и пристрастий современного тинэйджера. С другой стороны, словесница Ирина Цветова - скорее исключение из правила. Учителей в роли вожатых в подмосковных лагерях нынче почти не сыщешь. Руководители летних дружин предпочитают иметь дело со студентами вузов или педагогических колледжей. Да и зарплата (где-то в районе шести тысяч рублей за непомерный труд с детьми круглыми сутками, кто-то даже подсчитал: 300 часов за смену или, не удивляйтесь, два учебных года!) более не привлекает школьных педагогов, получающих в Москве гораздо больше.
...Студент РГСУ Денис Егоров о своем вожатском опыте (несколько лагерей, от профсоюзных до «активных»: для любителей кино, рыбалки, в том числе с выездом на солнечные берега Болгарии) рассказывает с легкой иронией:
- Работа - это то, за что вам платят деньги. Понимаете? А тут - нет. Для меня это скорее увлечение, личный проект, возможность испытать себя, освоить тактики общения с детьми, понять их истинные ценности и устремления.
Выпускник вожатских курсов при «Детском движении Москвы», Денис считает, что ценность ликбеза подобного рода исчезающе мала.
- Несколько месяцев умные тети нам объясняли, как создать имидж отряда, как представлять свой отряд на линейке, как обеспечить безопасность и беспрекословное соблюдение детьми режима дня. В общем, позапрошлый век - в этом я очень скоро убедился.
- Чем же вы занимались три недели на лазурном берегу?
Смеется, загибая пальцы:
- Конкурс «Звезда лагеря» - раз, конкурс «Мистер (и Миссис) лагеря» - два, ветхозаветный КВН и «Стартинэйджер». Да, еще был день борьбы с курением под бодрым лозунгом «Спасибо, нет!».
- Приезжайте в любой лагерь, - советует мне напоследок совершенно бескорыстный друг детей, неисправимый оптимист Денис, - и убедитесь, что набор дежурных блюд всюду один и тот же. Хорошо еще, что дети об этом не знают. Они-то едут сюда, чтобы хлебнуть самостоятельной жизни, отдохнуть от предков, насладиться неформальными тусовками по интересам...
Известный воронежский педагог Олег Ласуков, автор пережившего не одно переиздание бестселлера «Лагерный сбор» («Методическое пособие в помощь вожатому»), пишет о той же проблеме заорганизованности летних площадок для детей еще более резко и откровенно.
...Как-то завела меня судьба в брянские леса в «лагерную» зону. Из чистого любопытства стал я обходить лагерь за лагерем и, отрекомендовавшись методистом из Воронежа, приехавшим поднабраться опыта и поучиться вожатской мудрости, спрашивал: «Каковы, господа воспитатели, ваши высокие цели и благородные задачи в отношении детей?» Ни секунду не колеблясь, все как под копирку отвечали: «О-о!.. Наши цели исключительно высоки, а задачи неисчерпаемо благородны!..» Милейшие люди, глаза так и светятся добротой, а уж детей любят... «Отдохнуть», «отдохнуть», «отдохнуть» - раздавалось над партизанским краем, и этой песне вторили птицы... Схема такого «отдыха» очаровательно проста: днем - бадминтон, вечером - дискотека, главный предмет детского вожделения. Почти что только ради нее, обожаемой, дети в лагерь и едут...
- Ситуацию на ниве летнего оздоровительного отдыха я определил бы как хроническое состояние средней тяжести, - рассказывает Владимир Торшин, ученик и последователь замечательного педагога С.А. Шмакова, автор педагогического проекта лагеря «Изумрудный» (Шатурский район Московской области). - Прежде всего, сегодня ни в одном из федеральных министерств, имеющих отношение к этой проблеме, не осталось специалистов по вопросам отдыха и каникулярной занятости школьников. Одноименная комиссия при бывшем Минсоцразвития РФ, включавшая в себя великолепных профессионалов, расформирована еще в 2007 году. И, наконец, как следствие, в стране нет общих правил поведения на этом поле - четких требований и критериев, касающихся подготовки кадров к работе с детьми в условиях летнего отдыха...
В некоторой степени смягчает эту ситуацию доселе невиданный энтузиазм активно возрождающихся студенческих педагогических отрядов (СПО). На рынке летнего отдыха СПО продают готовые («под ключ») программы лагерных смен вместе со своей сложившейся командой вожатых-единомышленников. СПО сами выходят на потенциальных спонсоров, заключают договора, согласовывая все нюансы и особые условия заказчика (собственника базы отдыха) заблаговременно и тщательно.
По мнению Владимира Торшина, современные лагеря, а значит, и «готовые» вожатские команды должны опираться на максимально динамичные формы работы, на традиции коллективного творческого воспитания, основанные академиком РАО И.П. Ивановым и поддержанные в трудах О.С. Газмана, С.Л. Соловейчика и других. Важно не забывать и ценный опыт зарубежной педагогики: водные лагеря, ковбойские, индейские, экологические, скаутские поселения, программы отдыха «на двух колесах».
Дмитрий, Санкт-Петербург: Два раза в неделю ходил на «Школу вожатых». Там нам, надувая щеки, читали всякие умные лекции о «проблемах». Полтетрадки у меня в следующих перлах: «...если в отряде назревает драка - поговорите с детьми...», «...если девочка все время говорит мальчику «очкарик» - поговорите с ней...», «...если мальчик писается по ночам - поговорите...». Вот я и поговорил. От «Вечера неразгаданных тайн» и «Дня вежливости» меня тошнило потом очень долго...» (Из книги О. Ласукова «Лагерный сбор».)
А что же современные родители? По данным соцопросов, место отдыха для своих чад они выбирают обычно по рекомендации знакомых. Минимальный набор условий неизменен: возможность обратной связи с педагогом и вожатым (по телефону), охрана, бытовые удобства (душ, умывальник), экологически чистая местность. Между тем специалисты утверждают: главное, зачем ребята едут в лагерь, - это общение друг с другом. «Никакие комфортные бытовые условия и вкусная еда, никакие бассейны и экскурсии, никакие коллекции видеофильмов не заменят им этого главного», - пишут чуть ли не «хором» самые известные в стране психологи и педагоги.
Антон ЗВЕРЕВ
Все права защищены © ИП Конюхов О.В. 2006-2024 Копирование информации с сайта возможно только при согласовании с администрацией | Total: 0.01 |
Единый Call-Центр (495) 989-15-70 [email protected] Схема проезда и график работы |