Внимание! Обращаем ваше внимание, что при сумме заказа менее 800 рублей возможен только самовывоз.
Привет! Вход или Регистрация

Книжный интернет магазин Умник и К Школьная программа Гармония отзывы часть 3

07.07.2010

МАТЕМАТИКА

1-й класс (1–4)

Тема. "Состав однозначных чисел".

Цель. Усвоение состава чисел 4, 5, 6.

Оборудование. Учебник "Математика". 1-й класс; тетрадь с печатной основой № 1 для 1-го класса (авт. Н.Б. Истомина); комплект наглядных пособий по математике для 1-го класса (авт. Н.Б. Истомина, Г.В. Воителева).

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Повторение пройденного материала

Состав чисел 4 и 6 был рассмотрен на предыдущих уроках. На данном уроке рассматривается состав числа 5.
Урок начинается с самостоятельной работы в тетради с печатной основой № 1 для 1-го класса, задание № 70, с. 40. Дети читают задание вслух.
Учитель заранее заготавливает на доске такие же рисунки и записи, как в тетради с печатной основой, но не вызывает детей к доске, а предоставляет им возможность выполнить задание самостоятельно. И в это время ходит по классу и наблюдает за тем, как дети выполняют задание, оказывает некоторым помощь.
Дети справились с заданием, но одни выполнили запись 1 + 5 = 6, другие – 5 + 1 = 6. Аналогично со случаем 4 + 2 = 6 и 2 + 4 = 6.
Для обсуждения этих вариантов учитель записывает на доске различные равенства: 1 + 5 = 6, 5 + 1 = 6, 4 + 2 = 6, 2 + 4 = 6, 4 + 3 = 7, 1 + 3 = 5 – и предлагает детям обсудить их.

Учитель. Давайте проверим, все ли верно выполнили задание. Я выписала на доске разные варианты. Какие из них верные, а какие нет?

Дети активно включаются в обсуждение. Ответы различные: полные и не совсем полные, связные и отрывистые. Но все они свидетельствуют о том, что дети поняли задание и действовали осознанно.

Дети. 1 + 5 = 6 и 5 + 1 = 6. Подходят оба равенства.

– Надо, чтобы вместе было 6.

У. Значит, надо было записать оба равенства или одно из них?

Д. Можно одно. От перестановки слагаемых значение суммы не изменяется. Поэтому можно одно, все равно 6 получится.

– А 4 + 3 = 7 не подходит. Картинка с тремя кружками есть, а с четырьмя кружками нет.

У. Значит, равенство 4 + 3 = 7 неверное?

Д. Это правильно, что 4 + 3 = 7, но к рисунку не подходит.

– Правило, по которому соединяли картинки, – значение суммы равно 6.

Учитель хвалит детей за их зоркость, наблюдательность и умение обосновать свои действия и переходит к следующему заданию.

III. Знакомство с новым материалом

У. Давайте теперь обсудим такие записи.

На доске:

2 + 4 = 6
3 + 2 > 2 + 3
6 < 4
3 + 3 = 5
3 + 1 = 4
3 < 6
2 + 2 < 1 + 5
4 + 1 = 6

 

– Какие из них верные? Какие неверные? Если есть ошибки, то исправьте их.

Желающих отвечать много. Но учитель старается вызвать к доске тех, кто испытывает затруднения в комментировании и обосновании своих действий.

Д. Здесь ошибка (исправляет ошибку). 6 > 4.

У. Кто хочет дополнить ответ?

Д. Число 6 на луче правее числа 4, значит, 6 > 4.

– К четырем надо прибавить 2, тогда получим шесть, значит, 6 больше 4, а 4 меньше 6.

– Исправляем ошибку: 3 + 2 = 2 + 3 (ссылается на переместительное свойство сложения).

– Исправляем ошибку: 3 + 3 > 5. Это неверное равенство, потому что 3 + 3 = 6, значит, 3 + 3 больше, чем 5.

– А можно по-другому исправить ошибку, вместо 5 написать 6.

Вызванный ученик записывает на доске: 3 + 3 = 6.

– Исправляем ошибку в записи: 4 + 1 < 6.

Учитель может предложить сразу два способа: 4 + 1 < 6; 4 + 1 = 5. 

У. Теперь давайте выясним, как можно представить число 5 в виде суммы двух слагаемых.

Учитель помещает на фланелеграф рисунки пяти ваз. (См.: Истомина Н.Б., Воителева Г.В. Комплект наглядных пособий по математике для 1-го класса четырехлетней начальной школы.)

У. Рассмотрите внимательно вазы и подумайте, как можно расставить их на две полки по какому-то признаку.

Дети по очереди выходят к доске, расставляют вазы на две полки; остальные угадывают признак и в обычных тетрадях записывают сумму чисел, которая соответствует рисунку, и находят ее значение; затем объясняют, что обозначает каждое число в записанном равенстве.
Вызванный ученик расставляет вазы на полки по размеру.

У. Кто угадал признак, по которому вазы расставили на полки?

Д. Я думаю, по размеру. На одной полке большие вазы, а на другой – одна маленькая.

У. Запишите в тетради равенство, которое соответствует рисунку.

Дети самостоятельно записывают равенство 1 + 4 = 5. Некоторые записали 5 + 1 = 5. Учитель вызывает двух учеников к доске, и они записывают одно и другое равенства.

– Объясните, что обозначает каждое число в этих равенствах.

Д. Первое слагаемое обозначает 4 больших вазы, а второе слагаемое – одну маленькую вазу. Всего 5 ваз.

У. Хорошо. Значит, значение суммы – 5 обозначает количество ваз на двух полках. Кто придумал другой признак, по которому можно расставить вазы на две полки?

Д. Расставлять вазы на полки по цвету.

Проводится аналогичная работа. Дети записывают равенства 3 + 2 = 5, 2 + 3 = 5 и комментируют их.

У. Может быть, есть еще признак, по которому вазы можно расставить на две полки?

Д. Расставлять вазы на полки по форме.

– Получается: на одной полке 3 вазы, на другой – 2.

У. Какое равенство соответствует этому рисунку?

Д. 3 + 2 = 5 и 2 + 3 = 5.

У. Нужно ли записывать эти равенства в тетради?

Д. У нас уже записаны эти равенства.

Дети объясняют, что означают на рисунке числа 2, 3, 5.
Затем расставляем вазы на две полки, ориентируясь на орнамент (на одних вазах он есть, на других нет); затем – ориентируясь на ручки (у одной вазы они есть, а у четырех ваз ручек нет).
Учитель опять хвалит детей за наблюдательность, внимание, зоркость и просит их подумать, почему вазы расставляли на полки по разным признакам (их оказалось 5, а записали только четыре равенства: 4 + 1 = 5, 1 + 4 = 5, 2 + 3 = 5, 3 + 2 = 5)

Д. Потому что всего ваз 5.

У. Ну и что из этого следует?

Д. Потому что 5 – это 1 и 4 или 2 и 3. А по-другому ничего не получится.

– 5 – это сумма чисел 1 и 4 или 3 и 2.

У. Я думаю, что уже на уроке вы все усвоили, как можно записать число 5 в виде суммы двух слагаемых. Но, чтобы вы могли себя проверить, давайте положим в конверт еще 4 карточки (см. табличку в учебнике "Постарайся запомнить!").

У каждого ученика 4 листочка бумаги. На одной стороне листочков дети записывают выражения: 4 + 1, 1 + 4, 2 + 3, 3 + 2, а на другой стороне – значения этих выражений. С помощью этих карточек дети могут контролировать себя или друг друга.

IV. Работа с учебником

У. Теперь откроем учебник. Задание № 170.

Учитель читает задание, и дети самостоятельно выполняют его, отмечают карандашом равенства, которые соответствуют данному рисунку.
Учитель следит за тем, как дети выполняют задание. Отмечает, что все справились.

У. А теперь прокомментируйте, что обозначают на рисунке слагаемые и значение суммы в каждом равенстве.

Д. На левом рисунке число 4 обозначает 4 больших треугольника, а число 2 – маленькие синие треугольники.

У. Все ли согласны с таким ответом?

Д. Я думаю, что про цвет говорить не надо. Ведь здесь треугольники разбили на две группы по размеру. Поэтому 4 – это большие треугольники, а 2 – это маленькие треугольники.

Аналогично комментируется правый рисунок.

У. А правильно ли будет, если я скажу так: число 4 обозначает два больших красных треугольника, а число 2 – это синие треугольники?

Д. Здесь треугольники разбили по цвету, поэтому какой размер у красных треугольников, нам не важно.

У. А кто попробует изменить левый рисунок, чтобы он соответствовал равенству 3 + 2 = 5?

Учитель переносит рисунок на фланелеграф. Желающих выполнить задание опять много. Каждое предложение сразу же проверяется, и дети комментируют, что означает каждое число в равенстве 3 + 2 = 5.

Д. Я уберу большой синий треугольник.

– А можно убрать большой красный треугольник. Все равно получу 3 больших треугольника и 2 маленьких.

У. Продолжаем работу с учебником. Задание № 169.

Дети самостоятельно записывают равенства в тетради.

V. Самостоятельная работа

У. Откройте задание № 80 в тетради с печатной основой № 1. Начинайте выполнять задание с нижней строки. Вставьте числа в "окошки", если две клеточки внизу – это первое и второе слагаемые, а клеточка наверху – это значение суммы.

Дети самостоятельно выполняют задание и сдают тетради учителю.

Ольга ГАВРИЛОВА
учитель прогимназии № 1755,
г. Москва

Комментарий урока дает автор учебника проф. д. п. н. Н.Б. Истомина.

Урок построен в соответствии с концепцией курса, так как в процессе усвоения предметного содержания (в данном случае это представление чисел 4, 5, 6 в виде суммы двух слагаемых или состав чисел 4, 6, 5) дети активно используют приемы умственной деятельности – анализ и синтез, сравнение, обобщение. Основными способами усвоения состава однозначных чисел являются анализ предметных моделей и соотнесение их с математической записью, изображение равенств на числовом луче, классификация предметных совокупностей по различным признакам, преобразование предметных и символических моделей. Данные приемы создают условия для непроизвольного усвоения табличных случаев сложения. При построении урока учитель следовал основным принципам организации учебной деятельности младших школьников, в числе которых следует назвать:

– приоритет самостоятельной деятельности учащихся в усвоении предметного содержания;
– разноплановое рассмотрение одного объекта;
– использование различных моделей: предметных, вербальных, графических, символических и установление соответствия между ними;
– единство интеллектуальных и специальных умений;
– соблюдение единства между интуицией и знанием;
– создание каждому ребенку условий максимального эмоционального благополучия в процессе усвоения им знаний и умений, предусмотренных программой;
– приоритет обучающих заданий по сравнению с контролирующими.



Автор: обзор подготовил менеджер магазина книг Виленкин П.А







Зарегистрирован на Портале Поставщиков
 
Все права защищены © ИП Конюхов О.В. 2006-2024
Копирование информации с сайта возможно только при согласовании с администрацией
Total: 0.01 Единый Call-Центр (495) 989-15-70
[email protected]
Схема проезда и график работы