Внимание! Обращаем ваше внимание, что при сумме заказа менее 800 рублей возможен только самовывоз.
Привет! Вход или Регистрация

Книжный интернет магазин Умник и К Школьная программа Гармония отзывы часть 4

08.07.2010

 

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

1-й класс

Тема. "Общественные насекомые".

(В учебнике-тетради она дана под заголовком "Приглядись и удивись".)

Цели. Сформировать представление о жизни пчел и муравьев, показать значение этих насекомых для природы и человека; познакомить с правилами безопасного поведения при встрече с пчелами и осами; продолжить развитие умений сравнивать, обобщать, классифицировать животных, развивать наблюдательность, логическое мышление и воображение; воспитывать бережное отношение к живой природе, воспитывать чувство коллективизма.

Оборудование. С целью повторения ранее полученных знаний нужны: набор картинок с млекопитающими (свинья, коза, дельфин, лиса), птицами (щегол, утка, лебедь, пингвин), насекомыми (оса, пчела, муравей, бабочка) и таблички с надписями "Животные", "Млекопитающие", "Птицы", "Насекомые", "Дикие", "Домашние". Для изучения нового материала понадобятся: картинки с изображением улья и муравейника, табличка с надписью "Общественные насекомые". Желательно иметь и книги, которые можно предложить ученикам прочитать о жизни пчел и муравьев, например, "Как муравьишка домой спешил" В.Бианки, рассказы Э.Шима и др.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель. Сегодня на уроке вам понадобятся: учебник-тетрадь "Окружающий мир", простой и цветные карандаши и, конечно, ваша светлая голова с умными мыслями, ваше доброе сердце, острое зрение и слух, умелые руки и чувство локтя ваших товарищей-одноклассников.

Как всегда, я отмечу, какой ряд самый организованный. Кто быстрее и тише подготовится к уроку.

II. Этап актуализации имеющихся знаний и мотивации получения новых. Методический прием и постановка проблемы

У. Я сегодня подготовила к уроку картинки животных, таблички с надписями и все поместила в определенном порядке на доске. Но какой-то озорник все мои картинки и таблички с названиями перепутал. Но, я думаю, вы мне поможете все восстановить, ведь вы уже многое узнали на уроках окружающего мира. Я надеюсь, что все ребята будут участвовать в этом и работать будем вместе. Ученики каждого ряда по очереди будут помогать мне и получать поощрительные знаки, например, знак "+", который я буду ставить на доске. В конце урока мы подсчитаем, сколько значков получит каждый ряд.

Учитель открывает доску, на которой вверху и посередине прикреплена табличка с надписью "Животные", а на боковой части в беспорядке картинки с животными и таблички с надписями (кроме таблички "Общественные").

– На доске осталась на своем месте только одна табличка. Прочитайте, что на ней написано. Как вы думаете, почему осталась только эта табличка?

Дети. Она высоко висит, и озорник не смог ее достать.
– Она самая главная.
– Потому что мы изучаем животных.

У. Готовы мне помочь все расставить по местам?

Далее учитель поясняет, каким образом ученики будут ему помогать: к доске поочередно выходят дети одной парты с каждого ряда и выбирают вместе какую-нибудь табличку, при этом один ученик предлагает или сам располагает ее в определенном месте, а другой аргументирует их выбор.

– Какое царство живой природы мы изучаем?

Д. Царство животных.

У. Какие группы животных мы уже изучили?

Дети, возможно, предложат вывесить таблички с надписями "Млекопитающие", "Птицы", "Насекомые", а возможно, "Дикие" и "Домашние".

– Найдите картинки, на которых изображены млекопитающие (птицы, насекомые), и докажите свой выбор. Можно просить помощь своего ряда, если затрудняетесь в ответе.

К доске выходят следующие пары учеников: один берет картинку, а другой доказывает, по каким признакам они причислили это животное к млекопитающим (птицам, насекомым). Среди признаков ученики называют строение тела, покрытие кожи, способ вскармливания детенышей и др. В число животных включены особые случаи: дельфин в группе млекопитающих (у него нет шерсти, нет четырех ног, он живет в морской воде, но вскармливает дельфинят молоком и дышит легкими, как все млекопитающие); пингвин в группе птиц (пингвин не умеет летать, но хорошо ныряет, имеет толстый слой подкожного жира, живет в ледяной Антарктиде, но он птица, так как имеет оперение). Пусть ученики докажут, что главный признак всех млекопитающих – вскармливание потомства молоком, а у птиц – оперение.

К следующему этапу повторения знаний доска выглядит следующим образом:

Учитель, пользуясь схемой, обобщает знания учеников .

– Вы правы, мы с вами изучаем животных и уже познакомились с тремя группами животных: млекопитающими, птицами и насекомыми. Вы правильно назвали их существенные признаки: все млекопитающие вскармливают свое потомство молоком, у большинства млекопитающих кожа защищена шерстью; все птицы имеют оперение, у всех насекомых шесть ножек.

Каждый ряд может подсчитать, сколько "+" вы получили, и запишем ваши успехи на доске.

Записывается количество "+", а сами знаки стираются.

– Общие признаки различных групп животных мы с вами повторили. Есть ли у животных одной группы отличительные признаки? Выбирайте по два представителя животных из одной группы и сравнивайте их, чем они отличаются друг от друга.

Последовательно ученики с каждого ряда выбирают пары животных и проводят сравнительный анализ. Такими парами могут быть: лиса и корова, дельфин и свинья, утка и щегол, пингвин и лебедь, бабочка и муравей, оса и пчела. Возможны и другие пары. Сравнивая животных, ученики отмечают различия в способе передвижения, покрытии кожи, строении тела, питании, в том, какие жилища строят и где живут.

– У нас с вами остались еще две таблички. Как вы думаете, куда их можно поместить?

Ученики подсказывают, что они еще узнали две группы животных: дикие и домашние. Предлагают оставить табличку "Животные", а под ней разместить таблички "Дикие" и "Домашние". Новая схема появляется на другой половине доски. Ученикам предлагается переместить картинки с животными в новую схему. Новая схема выглядит следующим образом:

Схема 2

Учитель обобщает знания учеников.

У. Вы правильно распределили животных на "диких" и "домашних". Мы видим, что среди диких и домашних животных есть и млекопитающие, и птицы, и насекомые. Подсчитайте, сколько "+" заработал каждый ряд, выполняя это задание. Сложите полученные в двух заданиях поощрения, запишите общую сумму.

Дети подсчитывают результаты.

III. Знакомство с новым материалом

У. Сегодня мы продолжим знакомство с насекомыми. Чтобы узнать, о каких насекомых пойдет речь на уроке, надо отгадать загадки.

Домовитая хозяйка 
Полетает над лужайкой, 
Похлопочет над цветком – 
Он поделится медком.

Д. Пчела.

У. Дом в лесу многоэтажный,
На тропе – жилец отважный
Тащит ветку на спине,
Самого не видно мне.

Д. Муравей.

На доске появляются изображения пчелы и муравья.

У. Предложите название темы нашего урока.

Д. "Пчелы и муравьи".

У. Молодцы. Что вы уже знаете об этих животных? Назовите их сходства и различия.

Д. Это насекомые.
– Это полезные насекомые.
– Пчелы дают нам мед.
– Муравьи полезны для леса.
– У пчел есть крылья, а у муравьев нет.
– Муравьи ползают, а пчелы летают.
– Муравьи поедают гусениц, а пчелы нет.
– Укус пчел очень опасен, а у муравьев нет.

У. Знакомство с жизнью муравьев и пчел не случайно. Именно этих насекомых чаще других вы наблюдали, но об их удивительной жизни не все знаете. Удивиться мудрости этих насекомых, проникнуться уважением к нашим маленьким помощникам, научиться беречь этих полезных насекомых – вот главные задачи этого урока.
Сегодня мы узнаем, чем эти насекомые отличаются от других насекомых, от бабочек, от кузнечиков, от стрекоз.
Сначала познакомимся с жизнью пчел. Откройте учебник на с. 31. Прочтите заголовок. Предположите, почему автор так озаглавил тему.

Д. Наверное, автор хотел нас чем-то удивить.
– Возможно, мы узнаем что-то удивительное о пчелах и муравьях.
– Автор хочет, чтобы мы внимательнее наблюдали за этими насекомыми и подмечали что-нибудь удивительное.

У. Узнавать о жизни замечательного насекомого – пчелы – начнем с отгадывания загадки к заданию 1.

Ученики отгадывают загадку и записывают слова "улей" и "пчелы".

– Домик каких пчел изобразил художник?

Д. Художник изобразил домик домашних пчел.

На доске под картинкой с изображением пчелы появляется картинка с изображением улья.

У. Как вы догадались об этом?

Д. Этот улей построил человек.

У. Где живут дикие пчелы?

Д. В дуплах старых деревьев.

У. Рассмотрите рисунки в книге. Какие пчелы на них изображены? Чем они различаются? Что вы знаете о них?

Ответы детей.

– Пчелы живут семьей. Семья состоит из многих тысяч пчел, растет и развивается так, что все в ней существует для каждого – и каждое в отдельности существует для всех. Каждая пчелиная семья состоит из матки и рабочих пчел. Увидеть матку среди рабочих пчел непросто: рабочих пчел – десятки тысяч, а матка всего одна. Зато опознать ее можно с первого взгляда: она в полтора, а то и в два раза крупнее рабочей пчелы. Матка после своего "свадебного" путешествия откладывает яйца. За день она может отложить до 2 тысяч яиц. В это время 8–10 рабочих пчел кормят ее, чистят. Матка живет дольше рабочих пчел – до 5 лет. 
Трутни – неуклюжие, толстые, круглоголовые – отличаются и от маток, и от рабочих пчел. Сильные крылья, быстро несущие в воздухе тупое тело трутня, производят в полете густой, басовитый звук. Трутень может показаться и деловитым, и грозным, но и то и другое впечатления обманчивы. Он вполне безобиден: жала у него нет, а челюсти его беспомощны. Трутень обычно проводит время в улье, на сотах, вылетая лишь в самые жаркие часы дня. Трутни питаются, беря мед из открытых ячеек или принимая корм от рабочих пчел. С приходом прохладных дней и увяданием медоносных цветков взяток рабочих пчел скудеет, и они начинают изгонять трутней из своего теплого дома. Матку же кормят, отдавая ей последние запасы, даже погибая от голода.
Молодые пчелы чистят улей, заботятся о потомстве, строят соты, собирают пыльцу и нектар цветков, который перерабатывают в мед. Мед складывают в ячейки и запечатывают воском, чтобы сохранить на время зимних холодов и отсутствия цветущих растений. Каждой семье надо запасти около 12 кг меда.
Повзрослевшие пчелы одной семьи могут за лето посетить чуть ли не четверть миллиарда цветков. По капле, по пылинке впитывают сборщицы корм, находя его порой за километры от гнезда. Чтобы получить килограмм сладкого корма, пчелам надо собрать нектар со ста с лишним тысяч головок одуванчиков или с полутора-двух миллионов цветков акации.
Ученые, изучавшие жизнь пчел, сделали потрясающее открытие. Они доказали, что пчелы сообщают друг другу, в какой стороне и на каком расстоянии они нашли медоносные цветы. Только сообщают не жужжанием, а танцем приглашают других пчел лететь туда же. Нашедшая медоносы пчела танцует на сотах. То покружится на одном месте, то пробежится прямо, то выделывает восьмерки и вихляет брюшком. А другие пчелы смотрят и все понимают.
Чем полезна пчела человеку и чем она опасна, мы узнаем, выполняя задание 2.

Ученики комментируют каждый рисунок и поясняют, чем полезна пчела.

Д. Натуральный мед и пчелиный яд обладают ценными целебными свойствами.

Рассматривая рисунки, ученики должны прийти к выводу, что пчела полезна не только человеку, но и цветковым растениям, которые она опыляет. Медом пчел питаются некоторые животные. Возможно, дети узнают их любимого героя сказок Винни-Пуха. 
Необходимо предупредить учеников об опасности укусов пчел. Рассказать о том, что при встрече с пчелой не следует отмахиваться от нее руками, а лучше замереть и подождать, пока пчела отлетит в сторону.

У. Жаля, пчела вводит примерно три десятитысячных грамма яда. От этого укуса погибают многие насекомые, даже крупные птицы и звери. Интересно, что еж совершенно не реагирует на пчелиный яд. Пчела, которая не смогла вынуть из жертвы своего жала, погибает.
Серьезно страдают от пчелиного яда и люди. Но тот же пчелиный яд успешно используется для исцеления от некоторых болезней, например, от ревматизма. Из пчелиного яда изготавливают лечебные препараты.

Учитель предлагает ученикам прочитать рассказ о пчеле.

Сколько живет пчела

Лежу в траве. Прямо передо мной – лохматые шапочки одуванчиков. А на них садятся пчелы. Прилетает пчела быстро, вертко. Шлепнется на цветок и давай по нему кружить, лепестки пересчитывать.
– Пчела, откуда у тебя штанишки желтые?
– Это не штанишки. Это корзиночки. Я туда корм складываю – цветочную пыльцу.
Улетает пчела с одуванчиков тяжело, неповоротливо. Трудно ей. Но все-таки тащит полные свои корзиночки, старается...
Я пчел всегда боялся. Вдруг ужалит? А теперь не боюсь. Если пчелу не трогать, и она тебя не тронет.
– Правда ведь, пчела?
– Не трону. Неохота мне нападать. Если ужалю, сама умру. Такая наша судьба пчелиная...
– Нет, ты живи!
– Не дано мне долгой-то жизни. Вот сестры мои, которые осенью родятся, до будущей весны доживут.
– А ты?
– А я летом родилась. Работаю много. Видишь – крылышки обтрепались, шерстка повытерлась.
– И сколько же тебе жизни отпущено?
– Чуть больше месяца. Всего-навсего!

(По Э.Шиму)

У. Что нового о пчеле вы узнали из рассказа?

Д. У пчел на задних ножках есть корзиночки для собирания пыльцы. 
– Пчела не ужалит, если ее не трогать, не махать руками. 
– Пчелы живут недолго.

У. Мы много узнали о пчелах. Что же самое удивительное в жизни этих насекомых?

Д. У них огромная семья. Они очень трудолюбивые. 
– На много тысяч рабочих пчел – всего одна матка. 
– У них на ножках есть корзиночки, куда они складывают пыльцу. 
– Они умирают, когда жалят.

У. Откройте с. 32 учебника. Выполним задание 3.

Дети выполняют задание.

– Кто догадался, что нужно сделать в этом задании?

Д. Надо найти, в каких домиках живут оса и шмель.
– Надо сравнить эти домики с домиком домашней пчелы.
– Надо рассказать, с каких цветков собирали пыльцу и нектар оса, шмель и домашняя пчела.

У. Как вы узнаете осу и шмеля?

Д. У осы тонкая талия.
– Шмель – мохнатый и толстый.

У. Проставьте простым карандашом около изображений насекомых буквы, с которых начинаются их названия.

Ученики проставляют буквы: о, п, ш.

– Чтобы не перепутать пути осы, шмеля и рабочей пчелы, надо нарисовать их разными цветными карандашами. Предлагайте, каким цветом будем обозначать пути каждого насекомого.

Д. Например, осы – зеленым, пчелы – красным, шмеля – голубым.

У. Как вы думаете, почему именно этих насекомых автор включил в задание?

Д. Наверное, потому, что они питаются тоже нектаром цветков.
– Они живут тоже семьей.
– Возможно, они жалят и их надо опасаться.

У. Молодцы. Вы правильно догадались. Эти насекомые также питаются нектаром цветков и собирают пыльцу. Они строят свои жилища все вместе и живут большими семьями. В их семьях также есть матки и рабочие осы, шмели.
Расскажите, как выглядят домики осы и шмеля. Сравните их с ульем.
Чем различаются их домики? Видели ли вы домик ос? Опасна ли встреча с осами? Как надо себя вести, чтобы оса тебя не укусила?
Пчелы приносят человеку пользу, а как он благодарит их?

Дети сами составляют по рисункам задания 4 рассказ о горе-садоводе, который использует слишком много удобрений и химикатов, чтобы получить богатый урожай. Но этим он убивает своих помощников и в итоге лишается урожая.

IV. Физкультминутка

Учитель предлагает поиграть ученикам: пусть "летают" и сообщают, с каких цветков они собирают нектар (цветки одуванчика, лилии, яблони, липы, мака, розы, фиалки, венерина башмачка). Учащиеся должны "привести" насекомых к их домикам и проставить около них соответствующие буквы: о, ш, п.

У. Как вы думаете, кто предложил нам такие упражнения?

Раз-два – выше голова,
Три-четыре – лапки шире,
Пять-шесть – брюшком повертеть,
Семь-восемь – усики разбросим,
Девять-десять – гусеницу носим,
Отдохнуть попросим.

Д. Муравей.

У. Отгадайте следующую загадку.

Сделан дом без топоров – 
Ни подпорок, ни углов.
От него во все концы
Промышлять спешат жильцы.

Д. Муравейник.

V. Знакомство с новым материалом (продолжение)

На доске под рисунком муравья появляется рисунок муравейника.

У. Из чего муравьи строят свои муравейники? От чего спасают муравьев хвоинки, которых так много?

Д. От холода и дождя.

У. Можно ли сказать, что муравьи живут семьей? Что вы наблюдали, чтобы доказать это?

Ответы детей.

– Начинаем приглядываться к жизни муравьев. Прочтем стихотворение к заданию 5, с. 33.

Дети читают стихотворение.

– О каких муравьях идет в нем речь?

Дети должны догадаться, что речь идет о рыжих лесных муравьях, муравейники которых они видели не один раз в лесу.

– Рассмотрите рисунки, которые помогут нам узнать о том, как организована жизнь лесных муравьев.

Дети, разглядывая рисунки, доказывают, почему они отмечают муравьев соответствующим цветом.

– Чем похожа жизнь муравьев на жизнь пчел? Чем питаются муравьи? Что из меню муравьев понравилось бы и пчелам?

Ответы детей.

– Меню муравья: на первое – суп из гусениц, на второе – рагу из жучков, на третье – нектарники цветков с ароматным, сладким соком и утренняя роса.

Наблюдали ли вы, как реагируют муравьи, если кто-то нарушил их жилище? Что в первую очередь стараются они сделать? Кого они спасают?

Ответы детей.

– Помещал ли кто-нибудь в муравейник прутик? Что делают муравьи? Пробовал ли кто-нибудь после этого лизнуть прутик?

Д. Он становится кисловатым – это муравьиная кислота, которую выделяют муравьи, спасая свое жилище от непрошеного гостя.

У. Муравьиную кислоту используют в лекарственных целях. Нарушать покой муравьев нельзя! Одни гибнут, защищая свое жилище, другие уходят в другое место строить новый муравейник.
Что бы вы посоветовали ребятам, которые захотели бы нарушить покой муравьев, разорить муравейник?

Выслушиваются ответы детей. Учитель дополняет знания учеников.

– Муравейник имеет куполообразную форму. Куча хвоинок – это еще не весь муравейник. Часть помещений постройки находится в земле. В почве находятся подземные этажи муравейника с множеством ходов и камер. Хвоинки служат теплоизоляцией, защищая муравьев от холода и дождей. В большом муравейнике живут тысячи и десятки тысяч муравьев. Муравейник проветривается, внутри поддерживается определенная температура. Так что хвоинки не просто нагромождены, а по особым законам, которые знают только муравьи.
Про муравьев – все удивительно! Они живут семьями, в которых есть крылатые самцы и самки и бескрылые строители, добытчики пищи, няньки, воины. Художник изобразил родителей в шляпах, чтобы мы смогли узнать их, но допустил ошибку. Найдите ее и исправьте.

Ученики подрисовывают крылышки самцу и самке.

– Самцы живут всего несколько дней, а самки после свадебного путешествия теряют свои крылья. Самка живет несколько лет. Рабочие муравьи (недоразвитые самки) кормят и чистят личинок, переносят их в зависимости от погоды повыше этажом или пониже.
Своими усиками-антеннами муравьи не только воспринимают всякие запахи и звуки, но и передают друг другу какие-то сведения, вроде бы "разговаривают". Ученые, изучающие муравьев, подметили более двадцати сигналов: "Чужой запах", "Кто ты?", "Внимание!", "Дай поесть!", "Берегись!", "На помощь!", "Тревога!", "В бой!" – и другие.
Есть муравьи "скотоводы", или "пастухи", которые захватывают в плен маленьких вредных насекомых – тлей. Они щекочут своими усиками тлей и заставляют их выделять сладкий сок, чтобы кормить им своих личинок, как молоком! И есть еще другие муравьи, специально выращивающие в своих муравейниках особый гриб, который по мере его отрастания они объедают. Молодые муравьиные матки, отправляясь роиться, захватывают кусочки этого гриба, чтобы выращивать его в новом муравейнике.
Муравьи живут на всех континентах, за исключением Антарктиды. Они очень полезны, так как истребляют вредных личинок других насекомых, которые губят деревья. Муравьи из муравейника средней величины уничтожают 15–20 тысяч вредных насекомых в день, поэтому называют муравьев санитарами леса.
...Однажды в лесу появились опасные вредители – гусеницы. Гусениц было так много, что скоро деревья остались совсем без листьев. Но без листьев не могут жить деревья. Но на одном участке этого леса деревья стояли по-прежнему с зелеными листьями. Оказалось, в середине участка был муравейник. Неужели крошечные насекомые могут бороться с гусеницами, которые больше их? 
Узнав это, люди стали переселять рыжих муравьев на свои садовые участки, чтобы они спасали их яблони и груши от гусениц. Но плохо рыжим муравьям в саду – они любят лес. Зато маленькие черные муравьишки селятся с удовольствием в садах и огородах и разводят там тлю, от которой люди стараются избавиться.
Мы много узнали о муравьях и пчелах. Осталось нам познакомиться с тем, как еще называют это насекомое. Если вы правильно запишете названия всех животных, изображенных на картинках, то узнаете это слово.

Ученики записывают в крестословицу названия животных: оса, бабочка, щегол, дельфин, лиса, утка, муравей, лебедь, свинья, пингвин, коза, пчела – и читают получившееся слово – "общественное".

У. Почему так назвали пчел и муравьев?

Д. Они все делают сообща.
– Они живут семьями, как люди.
– В обществе людей у каждого имеются свои обязанности, как и у пчел и муравьев.

VI. Итог урока

У. Что нового мы узнали о пчелах и муравьях?

Д. Муравьи и пчелы живут семьями. Семьи у них очень большие, не то что у людей. Их называют общественными насекомыми. Они очень трудолюбивые. Они очень полезные природе и человеку. Удобрениями и химикатами можно погубить пчел. Надо охранять муравейники и никогда не нарушать покоя муравьев. Муравьев еще называют санитарами леса.

Над рисунками муравья и пчелы вывешиваются таблички со словами "Общественные насекомые".

У. Вот так можно было бы назвать сегодняшний урок. Вы согласны?

Д. Да.

У. Можем ли мы использовать еще раз те таблички, которые были у нас сегодня на уроке?

Д. Табличку "Домашние" можно поместить к пчеле, а табличку "Дикие" – к муравью.

У. Какую пользу приносят природе и людям пчела и муравей?

Д. Пчелы заготавливают мед и воск.
– Пчелиный яд используют для приготовления лекарства.
– Пчелы опыляют цветки.
– Муравьи уничтожают гусениц, которые могут уничтожить даже целый лес.
– Муравьиная кислота используется для лекарств.

У. Чем опасна пчела? Как надо себя вести, чтобы тебя не ужалила пчела?

Д. При встрече с пчелами, осами надо вести себя спокойно, не махать руками.
– Если тебя ужалила пчела или оса, надо попытаться вынуть жало и смазать место укуса соком одуванчика или подорожника.

У. Каких еще насекомых можно отнести к общественным?

Д. Ос и шмелей.

У. Что из жизни пчел и муравьев вас удивило? Что запомнилось? Чем жизнь общественных насекомых похожа на жизнь людей? Какие качества пчел и муравьев стоит перенять многим школьникам?

Выслушиваются ответы детей.

VII. Физкультминутка

У. Раз-два – полетела,
Три-четыре – на цветок присела,
Пять-шесть – нектар здесь есть,
Семь-восемь – пыльцу в карманчик сбросим,
Девять-десять – тихо в улей полетим.

Дети выполняют различные движения.

– Открыли задание 6, с. 34. Автор предлагает нам поиграть в игру "Угадай насекомое". Угадывать насекомое мы будем по признакам, которые выделены жирным шрифтом. Сначала мы узнаем, как насекомое двигается. Прочтите.

Д. Прыгает.

У. Затем узнаем, какие издает звуки.

Д. Стрекочет.

Таким образом учитель с детьми обсуждает каждую строчку. Ученики, обобщив признаки, называют насекомое – "кузнечик".
Далее учитель просит учеников каждой парты загадать одно из общественных насекомых (оса, пчела, шмель, муравей), подчеркнув его отличительные признаки.

VIII. Домашнее задание

У. Дома выполните задание 9, с. 35.

Примечание. Мы привели пример урока, данного Г.А. Усковой – студенткой Открытого государственного педагогического университета во время методической практики в школе № 1288 г. Москвы.

Ольга ПОГЛАЗОВА

 



Автор: обзор подготовил менеджер магазина книг Рудницкая А.С







Зарегистрирован на Портале Поставщиков
 
Все права защищены © ИП Конюхов О.В. 2006-2024
Копирование информации с сайта возможно только при согласовании с администрацией
Total: 0.01 Единый Call-Центр (495) 989-15-70
[email protected]
Схема проезда и график работы