Внимание! Обращаем ваше внимание, что при сумме заказа менее 800 рублей возможен только самовывоз.
Привет! Вход или Регистрация

Книжный интернет магазин Умник и К обзор Книжная ярмарка в Люберцах

12.07.2010

Книжная ярмарка в Люберцах: супермаркет или «книжный город»? 

Слышали ли вы о том, что в России строится самая большая книжная ярмарка? И не просто ярмарка, а целый книжный город. И не просто город, а сказочный. Теперь слышали. А знаете, где все это происходит. Ваши варианты: Санкт-Петербург, Москва, Казань, Новосибирск… Или может быть Ханты-Мансийск? Нет. Только Вам и только по секрету: город Люберцы, Московская область. Не может быть: в тех самых Люберцах, где… Да-да, вы не ослышались. Именно в тех самых, где строится самая большая книжная ярмарка. Не верите, приезжайте в Люберцы и посмотрите сами... Ориентиром для вас будут «новые» средневековые башни, которые величественно открываются при подъезде к «старому рынку». На самом деле постоянно действующая книжная ярмарка в подмосковных Люберцах на территории «старого рынка» существует уже более десяти лет. Но никто, наверное, в 90-х годах не подозревал, что, спустя небольшое время, ей будет суждено вырасти в мощный социально-культурный проект, имеющий значение не только для своего города, но и для всего московского региона. Хозяин, автор проекта и собственно создатель люберецкой – «Губернской книжной ярмарки» - бизнесмен и общественный деятель Виктор Иванович Титов рассказывает о проекте...

 

«Дело в том, что мы, организаторы ярмарки, люберчане уже не в первом поколении, и нам хотелось бы, чтобы в городе было такое место, куда люди бы приходили и отдыхали душой. У нас нет «старого города». Приезжая в другие – исторические   города, видишь разнообразные памятники. Приходя в старый город, человек хочет немного по-другому ощутить себя. То же самое должно быть воочию создано и на ярмарке.  С внешней стороны ярмарка будет вписана в современный город. Чтобы не выделяться из него, мы возведем трёхэтажное здание. Построим его как Гостиный двор, конечно, с арками, чтобы было красиво. А вот внутри всё будет по-другому. Человек, попадающий туда, окажется как будто в другом мире – в мире старых зданий, зданий, оформленных каждым хозяином самостоятельно и в совокупности образующих эклектику. Потому что книга - это и есть эклектичный мир – ведь каждый писатель всегда создаёт свой собственный неповторимый мир. Издательства выстроят общий архитектурный ансамбль, но каждый издатель сделает это по-своему.  На ярмарке должны быть и башни, и небольшие терема, и декоративные навесы, и другие украшения, создающие свой неповторимый образ. Мы планируем возвести фонтан, замостить площадь булыжником, камнем, отойдя от асфальта, так как это не очень экологично.  В общем, каждый раз можно будет попадать в свой собственный мир. На первом этаже планируется строительство кафе, ресторанчиков, каких-то переходов со скамейками, чтобы можно было отдохнуть и душой, и телом. Вот такие у нас планы. Чтобы настрой у людей, которые сюда будут приходить, дышал стариной - историей, культурой... Вся архитектура создана и создаётся здесь для того, чтобы всякий человек остановился, посмотрел и настроился, может быть, на встречу с неизвестным».

 

Когда ходишь по люберецкой ярмарке, возникает ощущение, что находишься не в торговом пространстве, а в каком-то другом. Чем-то все это напоминает театральное закулисье за  несколько часов до большой премьеры: строятся декорации, туда-сюда снуют рабочие сцены, бутафоры, осветители, сверху поднимаются и опускаются мачты сценической техники… Или это строится тематический парк для горожан и туристов… А может быть за всем этим проглядывает образ нового городского культурного комплекса?

 

«Что такое книжная ярмарка как явление? На сегодняшний день это в основном книжные магазины, магазины по продаже дисков, по продаже сопутствующих товаров (разных мелочей - открыток, журналов). В конечном итоге мы строим здесь не книжную ярмарку, не большой магазин – мы строим некий культурный центр, где всё органично должно сочетаться. Тут должны быть и кафе, и рестораны, может быть кинотеатр и залы для встреч с писателями, для творческих встреч с литературными деятелями. Есть даже замысел создать небольшой провинциальный театр в рамках литературной направленности. Но всё это будут мои прожекты до тех пор, пока не будет программы. И вот такую программу мы сейчас начали разрабатывать вместе с Центром культурных инициатив Московской области для того, чтобы к нашим усилиям могли подключиться власти, потому что социально-культурные программы нуждаются в софинансировании…   Ведь мы не можем подменить собой такое большое явление, каким должна быть книжная ярмарка. Мы не можем заниматься одним воспитанием, одним преподаванием тех истин, за которые мы в конечном итоге боремся – но что-то мы уже сейчас делаем. У нас есть благотворительные программы, мы проводим разные культурные мероприятия, у нас идёт строительство литературного кафе… Мы хотим показать, что книжная ярмарка – явление более сложное и значимое, чем просто торговля книгами. Она имеет очень много важных аспектов с точки зрения развития сферы культуры, образования, досуга, культурного туризма. Уже не говоря о создании новых – нетрадиционных -  рабочих мест и о такой сфере как маркетинг территории. Настоящая книжная ярмарка -  явление комплексное, лежащее на стыке разных плоскостей: коммерческой, гуманитарной, социальной. Можно долго рассуждать на эти темы… Вот если говорить о социальном: у нас, на ярмарке можно купить практически все учебники. Очень много предпринимателей, фирм, которые занимаются этой сферой. Здесь дело несколько в ином. Проблема не купить учебник, а купить их в одном месте и все те учебники, которые требуются для данного ученика, чтобы не бегать по разным магазинам и по разным учреждениям. И купить дешевле. 
  
Подумалось: а ведь и, правда. Почему собственно государство записало книжную торговлю только в «торговлю»? Ведь не все равно же чем заниматься: памперсами, телевизорами или литературой, музыкой. По чисто экономическому принципу. Получается, что «книгораспространение» выпало из его поля зрения и заботы. С другой стороны в «Основах законодательства о культуре» оно значится в одной из статей рядом с книгоизданием. Получается, что это же открывает хорошие возможности для «неэкономических» министерств и ведомств и  разнообразных других доноров реализовывать свои программы поддержки - поддержки чтения и популяризации книги, как явления. А с торговлей бизнесмены, наверное, разберутся сами…

«Вот недавно – будем говорить несколько лет назад – книга стала входить в моду, но понятие «мода» скоротечно: сегодня мода пришла, завтра ушла. В наше время к книге относились несколько по-иному. Это было время, когда люди могли получать достоверную информацию из книг, когда люди могли общаться друг с другом, а также с людьми, жившими в других странах и с которыми нельзя было общаться. Люди могли общаться так же и с теми, кто жил в другие времена и эпохи. Книга – это, в общем-то, универсальное средство общения.

Универсальное-то универсальное… Да, не со всякой книгой. Какой сейчас выбор в маленьких книжных магазинах, например, в отдаленных районах Подмосковья… Особого выбора нет. Да и библиотеки не очень-то помогают: закупки ограничены и по позициям, и по деньгам. Реформа. Так, и вспомнишь старые добрые коллекторы.  

 

«Контакты с районами, особенно с сельскими, - вопрос очень серьёзный. Я думаю так: сегодня контактов с районами ни у кого нет. Почему? Дело в том, что книжная торговля была отдана на откуп коммерции, что для России нонсенс. Думаю, что это явление временное. Примерно через один-два года правительство встрепенётся и начнёт подтягиваться. Книга, а точнее литература в целом, это очень близкая грань к идеологии. Прежде всего, необходимо создать устойчивую структуру власти. После этого естественным образом будет уделено внимание культурному аспекту. Когда будет обращено внимание на культуру, тогда и многие местные администрации будут создавать или попытаются взять под контроль и развивать книжную торговлю в  том числе. Вот тогда может быть появятся контакты и на местных уровнях. А сейчас дело обстоит так, что, если есть в данном конкретном районе магазин и нормальные грамотные люди, которые занимаются книжной коммерцией, то в этом районе есть книги; если таковые отсутствуют – этот район голодает...»

Вот это да! Получается, что вся эта сеть держится не на менеджменте, а на культурных бизнесменах, которые в силу как раз своей образованности, интеллигентности, если хотите, стараются, иногда даже в ущерб своему бизнесу, поставить на полки своих магазинов наравне с ширпотребом хорошую, но мало востребованную литературу. Хотя и это не панацея, потому в хорошей литературе заинтересовано скорее старшее поколение, не утерявшее «книжную» культуру… 

«Современная молодёжь имеет меньше опыта межличностного общения, в отличие от нашего поколения, потому что во многом общение заменили телевизор, компьютеры, Интернет и другие средства электронной информации. В общем-то, информации стало больше, но её усвоение минимизировалось. Когда мы учились и читали литературу, то постоянно общались между собой, обсуждая прочитанное. Я считаю, что информация, полученная из книг, гораздо глубже остаётся в человеке, чем те сведения, которые получены другими способами, в том числе по радио, посредством телевидения, из Интернета. Тенденция, однако, такова, что молодёжь, читает меньше. Молодёжь-то нормальная - в ней есть задатки. Она не столько меньше читает сама по себе, сколько её не обучают общаться с книгой. Неумение работать с книгой, неумение конспектировать, неумение находить в книге необходимые важные моменты, делать пометки на полях – вот то, что у молодёжи отсутствует».

Действительно, молодежь все больше увлечена телевизором, DVD, Интернетом, а книжки читает все меньше. А если и читает, то что это за книжки… Те же триллеры и дешевые любовные романчики - только в бумажном варианте. Ну, в лучшем случае фэнтези… Стоп. Фэнтези! Именно мир «волшебных сказок» – вот что напоминает этот книжный город в Люберцах. А может быть именно с идеи «фэнтези», с такого сложного и одновременно популярного синтетического жанра, соединяющего старое и новое, вымысел и реальность, народный эпос и мировые религии, военные стратегии и человеческие переживания, а главное, имеющего в своем арсенале горы достойнейшей литературы, музыки, кино и начать протаптывать дорогу к молодежи – будущему читателю? И становится ясно, какое, может быть пока тайное, послание содержится в этих строящихся эклектичных стенах и башнях… Неплохая идея. Надо записать…

* * *
    
Мы прощаемся с Виктором Ивановичем посреди центральной площади люберецкого книжного городка. Ему просто некогда больше говорить, хотя о своей ярмарке он может говорить долго и красиво. Только что рабочие на подъемном кране начали водружать уже третью по счету скульптуру архангела на новую башенку, и он как настоящий строитель, не может пропустить этого события. Вообще в этом человеке странным образом совмещается много разных черт, но главная, конечно, - это непреходящая любовь к книге, к культуре, архитектуре, строительству, предпринимательству; забота о будущих поколениях читателей, о городе Люберцы и люберчанах.  Он одновременно пытается быть этичным как бизнесмен и как гражданин. И, кажется, у него это получается…

«Что мне не нравится в современных книжных комплексах, построенных по американскому типу? У них цель - заработать деньги. Нам это не нравиться. Мы хотим отдать сами. Чтобы люди видели, что это для них. И вот тогда можно зарабатывать деньги. Главное, чтоб было место, и месту дать жизнь, создать атмосферу. Эту атмосферу должен создать я…»

 

И уже за воротами ярмарки, оглянувшись, я попытался представить себе картинку из будущего, почти фэнтези: книжный город Люберцы – настоящий «booktown», с градообразующим предприятием «Губернской книжной ярмаркой», международным литературным фестивалем, толпами горожан и туристов… Не хуже, чем в других книжных городах: Хай-он-Вэй, Вигтаун, Монтереггио, Бредевурт, Вунсворт-Вальдштадт, Монтморилльон,  Реду, Кампунг-Буку… Еще раз посмотрел. И точно, - не хуже.

 


Материал подготовлен И.Н.

http://www.cultin.ru



Автор: обзор подготовил менеджер магазина книг Виноградова С.А







Зарегистрирован на Портале Поставщиков
 
Все права защищены © ИП Конюхов О.В. 2006-2024
Копирование информации с сайта возможно только при согласовании с администрацией
Total: 0.01 Единый Call-Центр (495) 989-15-70
[email protected]
Схема проезда и график работы