Внимание! Обращаем ваше внимание, что при сумме заказа менее 800 рублей возможен только самовывоз.
Привет! Вход или Регистрация

Книжный интернет магазин Умник и К обзор экспертиза учебников по чтению авторов Р. Н. Бунеева Е. В.

09.08.2010

Уважаемый Алексей Васильевич!

Просим организовать экспертизу учебников по чтению авторов Р. Н. Бунеева Е. В. Бунеевой Образовательной системы «Школа — 2100» в рамках компетентности специалистов вверенной Вам кафедры.

Данная экспертиза необходима в связи с рассмотрением обращений жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области по поводу плохого качества вышеуказанных учебников По мнению ряда заявителей, преподавание по учебникам РН Бунеева и Е В Бунеевой способствует разрушению традиционных семейных связей между детьми и их родителями, бабушками и дедушками, основанными на взаимной любви и доверии. Через обязательные уроки по чтению по методике Бунеевых детей неприметно обучают технике визуализации образов(например, во 2 классе — «младшего домового Афанасия и его дедушки»), формируют потребность в постоянном общении с «вызываемыми придуманными образами», а не с реальными старшими любящими родственниками. Обучение по учебникам Бунеевыхспособствует смешению реального и виртуального мироощущения у детей, их стремлению к мистицизму и оккультизму, смешению традиционных представлений о добре и зле. Оставляет желать лучшего видеоряд книг, который усиливает вышеуказанный отрицательный эффект.

Обращает на себя внимание не только странный авторский текст, так называемых, «собеседников и друзей» учащихся = «путеводителей по учебникам», но и странная подборка изучаемых литературных текстов, которая, мягко говоря, не направлена на формирование любви к родителям, к семье, к Отечеству.

Общественность различных регионов России обеспокоена тем, что обучение по вышеуказанным учебникам может отрицательно повлиять на социализацию маленьких россиян и их психосамотическое здоровье (особенно легко внушаемых детей) Опасность применения подобных образовательных систем связана с временной отсроченностью явного проявления негативных результатов личностного развития подрастающего поколения.

Исполнительный директор 
ГОНО «Институт нравственности»
Е. Ф. Матвейчук

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

на учебные пособия, изданные в рамках образовательной системы «Школа 2100», серии «Свободный ум», (авторы-составители Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В.: «Год после детства. 6 класс. Литература. Учебник-хрестоматия»: В 2-х кн. 2-е изд., испр. М.: Баланс, 2005; «Путь к станции «Я». 7 класс. Литература. Учебник-хрестоматия. Кн. 2. 2-е изд., испр. и доп. М.: Баланс, 2005. 240 с; «Дом без стен. 8 класс. Учебник по литературе: В 2-х кн. 2-е изд., испр. и доп. М: Баланс, 2005.), выполненное на основании официального запроса депутата 4-го созыва(2007–2012 гг.) Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Егоровой Любови Ивановны (№ 803782–3 от 16 апреля 2008 г.)

Экспертная оценка пособий по литературе для средней школы не относится к компетенции представителей кафедры истории и теории социологии. По поводу формальных и содержательных требований и погрешностей можно высказать только общие предварительные соображения.

Материал плохо организован. Общая структура вполне понятна: отрывки из произведений классической литературы сгруппированы в крупные тематические разделы. Однако организация текстов внутри разделов вызывает недоумение. Возьмем для примера два из них из 2-й книги учебника-хрестоматии для 6-го класса, учитывая яркую социально-историческую направленность содержания. Раздел № 3 «Следы во времени» посвящен эпосу, к которому авторы-составители причисляют и мифы (См.: Кн.2,  С.66 указанного учебника-хрестоматии). Сюда вошли следующие произведения или, преимущественно, их отрывки: русские («прионежские») былины «Вольга и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», башкирский эпос «Урал-батыр», карело-финская «Калевала», «Песнь о Гайавате» Г.Лонгфелло, «Легенды и мифы Древней Греции» Н.А.  Куна, Одиссея« («Одиссей у циклопов») Гомера. Каковы принципы отбора, и каковы принципы расположения - остается неясным. Пришлось перебрать возможные критерии: хронологический, географический, сюжетно-проблемный, эмоционально-сенсипативный, типологический и многие другие, — но все равно авторские принципы выявить не удалось. Возможно, разгадка хранится в каких-то неизвестных нам методических пособиях авторов-составителей.

Аналогичные проблемы возникают при знакомстве со следующим разделом (№ 4: «Открывая мир вокруг…»), где мы встречаемся с отрывками и целыми прозаическими и поэтическими произведениями К.Г.  Паустовского («Старик в станционном буфете»), И.С.  Тургенева («Муму» и «Записки охотника. Бирюк»), Л.Н.  Толстого («Севастополь в декабре месяце»), М.Ю.  Лермонтова («Сон»), С.Гудзенко («Перед атакой»), Б.Ш.Окуджавы («До свидания, мальчики»), К.М.  Симонова (»Жди меня«), М.Петровых («Апрель 1942 года»), Б.Слуцкого («Лошади в океане«), А.Грина («Четырнадцать футов»), О.Генри («Последний лист»), А.С.Пушкина («Выстрел» и «Дубровский»). Здесь хотя бы читателю задается вопрос: «…почему именно с этого произведения К.Г.  Паустовского мы начинаем новый раздел. Какие мысли писателя заставили вас задуматься?» (Кн.2,  С.68 указанного учебника-хрестоматии»). Однако в учебных заданиях разбор вопроса преимущественно сводится к разбору понятия «художественная деталь» (Там же, С.72).

Абсолютно неясно, почему пособия позиционируются как учебники-хрестоматии, а аналогичное по построению и содержанию пособие для8-го класса — даже имеет подзаголовок: «учебник по литературе». Вряд ли современная «постмодернисткая» тенденция отказа от литературных жанров и издательских форм в пользу тематических текстов и парадигмально-проблемных дискурсов относится к произведениям, допускаемых к изданию Министерством образования и науки Российской Федерации. В данном случае перед нами типичные учебные хрестоматии, обычно выпускаемые в качестве приложения к конкретным учебникам и методическим пособиям для учителей. Если учебные задания как таковые, в целом, соответствуют жанру хрестоматии, то сопроводительные и пояснительные статьи не соотносятся, на наш взгляд, с этим жанром, не говоря уже об уровне учебника. Некие интермедии в форме диалога ребенка и взрослого (Вера — тетя Лена) и весьма «скромные» (на 0,5–1,5 страницы) итогово-обобщающие статьи к разделам не могут заменить полноценных вводных статей, а ведь хрестоматии для седьмого и восьмого классов лишены даже этого. По-видимому, авторы-составители считают школьников настолько «подкованными» в области анализа и интерпретации литературных текстов, что считают вполне достаточным ограничиться учебными вопросами, скромными комментариями со значительными лакунами и весьма краткими терминологическими или биографическими словарями (соответственно, пособия для 6,7-го и 8-гоклассов).

Впрочем, предоставим решение специальных вопросов профессионалам: анализ содержания литературоведам, а анализ дидактической составляющей - ученым-педагогам. Поэтому сосредоточимся на проблеме, соответствующей профилю нашей кафедры. Речь идет о формировании представлений у школьников об общественной жизни в целом, и об обществе, в частности.

Создатели образовательной системы и авторы-составители прекрасно понимают социальное «звучание» предлагаемых школьникам материалов. Недаром в сопроводительной инструкции («Как работать по учебнику») к пособию для 8-го класса отмечается: «Цель нашей Образовательной системы — помочь каждому научиться решать разные возникающие в его жизни задачи, проблемы, строить взаимоотношения с окружающими» (С. 3 указанного учебника). Но вот как реализуется эта цель?

Можно согласиться с автором запроса депутатом Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Л.И.  Егоровой, ссылающейся на обращения жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области, что содержание пособий не направлено на формирование любви к родителям, семье, к Отечеству, а обучение по данным материалам может отрицательно повлиять на социализацию школьников. Причем подобное положение возникло, на наш взгляд, не из-за «злокозненной» мировоззренческой и/или социально-политической позиции авторов, а по причине низкого профессионального уровня последних.

Так, вся первая книга учебника-хрестоматии для 6-го класса посвящена традиционным фантастическим жанрам (Разделы № 1 «Пролетая над снами…» и № 2 «Сказки для взрослых»). Сложнейшие взаимоотношения «идеального» и «материального» сведены к весьма банальным и кратким рассуждениям о сходстве и непохожести реальной и воображаемой действительности, уникальности и типичности художественных миров (три абзаца, С. 151), о жизненной правде литературной сказки (четыре абзаца, С.235).

Аналогичная ситуация складывается в уже рассматриваемой второй книге пособия (Раздел № 3 «Следы во времени», раздел № 4 «Открывая мир вокруг…», раздел № 5 «Смеясь сквозь слезы…», приложение «Стихи из заветной тетради»). Два абзаца — о мифопоэтическом и эпическом мировоззрении (С.66), один абзац — о соотношении автора и героя художественного произведения (С. 186), а понятия «смешное» и «грустное» вообще в разъяснениях не нуждаются, школьник разберется сам, ознакомившись с текстами и учебными вопросами.

Первая книга учебника-хрестоматии нам представлена не была, так что сразу перейдем ко второй книге (Разделы: № 2 («Я и Я» (продолжение), № 3 «Я и другие», № 4 «Я и мир: вечное и преходящее»). Авторские комментарии (статейки «Подведем итоги» иначе не назовешь) становятся еще более «куцыми» (С.70:  «Приемы создания характера литературного героя»; С.151: «Авторская позиция в оценке литературного героя»;С.248–249: «Лирический герой и автор лирического произведения»). Опять весь гуманитарно-социальный, да и художественный потенциал классических произведений школьник вынужден осваивать самостоятельно, опираясь на учебные вопросы.

В «учебнике» «Дом без стен» сопроводительные материалы к разделам сводятся только к вопросам и темам сочинений. Однако тон и уровень вводных и заключительных статей не меняется. Приведем две типических цитаты:

1) «Человечество шагает по векам. Что же успело оно за это время узнать о себе? И много и мало. Все зависит только от тебя. Чем больше знаний о Человеке ты сможешь почерпнуть из книг, тем легче тебе будет разобраться в других людях и в себе. Это твое знание не будет иметь государственных или национальных границ, потому что хоть мы — люди и разные, но в чем-то похожи друг на друга. Если ты научишься понимать Человека, то поймешь и мир, в котором живешь» («Вступление от авторов», Кн.1,С5);

2) «Надеемся, что теперь ты стал настоящим, вдумчивым читателем. Ты знаешь много литературных произведений, познакомился с талантливыми писателями, которые оказали влияние на развитие человеческой духовности и гуманизма. Думаем, многое из прочитанного нашло отклик в твоей душе, и может быть, ты стал ощущать себя частью духовного пространства. Хочется, чтобы привычка читать осталась с тобою на всю жизнь» («Письмо к читателю», С.214).

Заслуживает ли молодое поколение разговора в таком ключе? Чем данный «дискурс» отличается от столь критикуемых ныне нравоучений и назиданий дореволюционной и советской эпох? Могут ли рассуждения о любви к чтению быть стилистически неряшливыми? Вряд ли.

ВЫВОДЫ. Учебные пособия нуждаются в кардинальной переработке. Необходимо уточнить жанр (хрестоматия, учебник, учебник-хрестоматия) и в соответствии с авторским выбором разработать учебно-методическую составляющую (цели и задачи, пути и приемы их реализации, категориально-понятийный аппарат, номенклатуру разделов и способы организации материала внутри них). Только после решения этих принципиальных вопросов можно переходить к решению вопросов узко-дидактических.

Крайности либерально-индивидуалистического подхода н ичем не лучше крайностей социально-ориентированного и деятельностного подходов. На материалах такого уровня невозможно сформировать независимую, свободомыслящую личность. А незрелая личность вряд ли сможет эффективно адаптироваться к любой социальной среде, оказавшись изолированной и от жизни гражданского общества, и от всемирного творческого процесса.


http://www.r-komitet.ru



Автор: обзор подготовил менеджер магазина книг Свиридова А.А







Зарегистрирован на Портале Поставщиков
 
Все права защищены © ИП Конюхов О.В. 2006-2024
Копирование информации с сайта возможно только при согласовании с администрацией
Total: 0.01 Единый Call-Центр (495) 989-15-70
[email protected]
Схема проезда и график работы