График работы
Понедельник с 9.00 до 17.00
Вторник с 9.00 до 17.00
Среда с 9.00 до 17.00
Четверг с 9.00 до 17.00
Пятница с 9.00 до 16.00
Суббота выходной
Воскресенье выходной
Светлана КРИВЦОВА, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии личности факультета психологии МГУ имени Ломоносова, руководитель Центра развития психологической службы образования ФИРО, Центра практической психологии образования АСОУ (Московская область). Вопрос: Светлана Васильевна, чем живет ребенок 11–15 лет? Ответ: В пятом классе школьники не только переходят в среднюю школу, но и начинают интенсивно двигаться к взрослости. Это движение – непростой, полный драматизма и переживаний переход от детства к взрослости – называют переходным возрастом. Уютный дом детства покинут, впереди манящая и пугающая неизвестность. По пути нужно решить задачи возраста: найти себя, обнаружить и укрепить собственное «Я», понять, кто ты есть и чего хочешь в жизни. «Я» человека никогда не формируется без конфликтов. Подростничество – время для занятий конфликтами, внешними и внутренними. Подросток меняется сам и видит, как меняются сверстники. Он становится психологом, он все серьезнее вступает в межличностные отношения: с родителями (там отношения полны противоречий), с учителями (там все зависит от личности самого педагога) и со сверстниками – главными людьми в его жизни на данном этапе. Сверстники – участники того самого драматического перехода, в который он отправляется примерно в 11 лет и заканчивает который к 20… Ведущая деятельность школьника-подростка – межличностное общение со сверстниками ради становления собственной неповторимой индивидуальности. Вопрос: Как это необходимо учитывать при организации образовательного и воспитательного процесса? Ответ: Исследования нейробиологии последних лет показывают, что эмоциональные процессы не параллельны (или перпендикулярны) когнитивным, как думали ранее. Мышление несомо чувствами. Это означает, что эмоциональная составляющая имеет первостепенное значение для когнитивного развития школьника. Например, для того чтобы при анализе ситуации у подростка имелся доступ к лобным долям (там, где принимаются решения), в мозгу должен быть активирован центр удовольствия. Оказывается, эндорфины, гормоны радости – не приятное дополнение, а обязательное условие взвешенного анализа ситуации. Страх и гнев исключают такой анализ. Поскольку чувства и смыслы приходят из сферы значимых отношений (не только у подростков, у всех людей), игнорировать ее при организации образовательного и воспитательного процесса означает идти против природы. Вопрос: Каковы основные психологические особенности ребенка в этом возрасте? Есть ли принципиальные различия между мальчиками и девочками? Ответ: Об этом написаны тома, некоторые просто прекрасны. Например, книга американки Мишель Пайфер «Ожившая Офелия» о девочках-подростках стал на долгие годы бестселлером на американском книжном рынке. На ребенка давят бурные изменения тела, чудовищные на его взгляд, как бы он на самом деле ни выглядел. Давят резко изменившиеся социальные ожидания, часто плохое самочувствие и конфликты, которые он, как правило, порождает сам, будучи потерянным и плохо стоящим на почве реальности. Подросток очень раним и сверхчувствителен, его настроение меняется катастрофически резко, он на грани почти все время. Родители сходят с ума вместе с ним, потерявшим внутренние тылы детства и еще не обретшим надежной опоры в виде себя самого. Мышление в решении конфликтов еще помогает плохо, только после 14 он привыкает рассуждать здраво. Его самооценка достигает минимума, она никогда не была и больше никогда не будет такой низкой, как в 12–13 лет. У него много общения, но мало ясности. Его «Я» пока еще не окрепло. Поэтому в качестве костылей взрослый должен предложить свое «Я», свою спокойную, разумную голову. Иначе подросток может утонуть в чужих мнениях. Вопрос: Как мотивировать подростков к продуктивной учебной деятельности? Ответ: Гуманитарный цикл должен быть посвящен развитию эмоционального интеллекта. Естественный будет держаться на харизме педагога. Им нужны образцы личностей. Личности, а не Роли. Хотя есть очень интересный опыт западных педагогов по развитию рефлексии, понимания собственных чувств, мешающих или помогающих процессу решения задач, обнаружению собственного стиля деятельности на уроках математики. Тогда и занятия математикой становятся уроками эмоционального интеллекта. Хорошо помогает взаимовыручка, принцип репетиторства в классе, когда одни подростки сильны в математике, другие – в физкультуре и ОБЖ, и все помогают всем. Собственные проекты, взаимопомощь сверстников и уважение со стороны взрослых – хорошая мотивация, чтобы хотеть идти в школу. Вопрос: Как помочь родителям в построении конструктивной системы отношений с подростком? Ответ: Сейчас родители находятся на диаметрально противоположных концах шкалы: есть очень вдумчивые и психологически образованные, а есть наоборот. Середина оказалась почти пустой. Тем, кто всерьез относится к родительству, помогать просто: они и читают, и обсуждают на форумах, и консультируются у лучших психологов, и задают неудобные вопросы учителям. Я советую им замечательную книгу «Ваш подросток от 11 до 14» французского автора Пазарин. Светлана КРИВЦОВА: «Гормоны радости – обязательное условие…»
Чтобы учитывать потребности подростка, для начала надо хорошо их знать, понимать, что является главным, а что второстепенным. Например, создать для каждого ребенка ситуацию успеха гораздо важнее, чем добиваться усредненных высоких оценок, игнорируя индивидуальные траектории развития детей. Важно оставлять время для уважительного общения и давать право самостоятельно принимать важные решения (например, в виде не показного раз в году, а настоящего ежедневного делегирования задач самоуправления). Важно позволять детям делать ошибки, научить подростков не бояться ошибок, а учиться на них. Вот это должно быть самым главным в компетентностной характеристике воспитателя, именно за умения такого рода должны платить деньги. К сожалению, система контроля учреждений образования и профкомпетентности педагогов ориентирована на несущественное в ущерб главному.
Это в равной мере касается и мальчиков, и девочек, с той только разницей, что в среднем мальчики попадают в этот водоворот на пару лет позднее – не в 11, а в 12–13 лет.
Остальным родителям хочу напомнить, что именно сейчас они своими руками создают уют своей старости. Если их отношения с ребенком-подростком сегодня будут человеческими, завтра они избегут отчаяния. Ведь мы все когда-то окажемся в возрасте, когда наши дети станут нашими опекунами. Всем родителям подростков желаю терпения. Не знаю, будет ли это утешением, но скажу, что большего терпения, чем драматический подростковый переход, пожалуй, ничто в жизни от вас не потребует.
Все права защищены © ИП Конюхов О.В. 2006-2024 Копирование информации с сайта возможно только при согласовании с администрацией | Total: 0.01 |
Единый Call-Центр (495) 989-15-70 [email protected] Схема проезда и график работы |