График работы
Понедельник с 9.00 до 17.00
Вторник с 9.00 до 17.00
Среда с 9.00 до 17.00
Четверг с 9.00 до 17.00
Пятница с 9.00 до 16.00
Суббота выходной
Воскресенье выходной
Майя Пильдес – народный учитель РФ, лауреат премии правительства России в области образования, член Общественного совета Минобрнауки РФ. В самую крупную школу Северо-Западного региона я попал в самый разгар подготовки старших классов к выездному (лагерному) сбору на тему «Восточная сказка». Идея позаимствована педагогами из коммунарской методики, тоже, кстати, рожденной тут, на берегах Невы. «Приглядитесь: у детей к этим сборам очень трепетное отношение», – скажет потом журналисту из Москвы мама одной из гимназисток. Школа кипела. Все залы, холлы, сцены, подиумы, этажи и даже лестницы были заполнены «артистами». Дети (под руководством взрослых мастеров, ведущих творческие клубы и кружки) оттачивали пластику восточных танцев, вместе с классными руководителями шили костюмы Али-Бабы и сорока разбойников, снимали пародию на «Белое солнце пустыни», готовились к тематическому интеллектуальному марафону, придумывали меню дастархана (восточного стола)… Казалось бы, еще вчера звенел первый звонок, но дети 10–11 классов (около тысячи учеников, еще не успевших толком познакомиться друг с другом!) уже с головой ушли в проектную работу. «Вот увидите: через два дня они вернутся в школу крепким, очень цельным коллективом», – сказал кто-то рядом. Я и не сомневался, потому что сам в годы расцвета коммунарства участвовал в «Дне ковбоя», уморительном «Международном кинофестивале», празднике «средневековых рыцарей»… Вопрос: Майя Борисовна, признайтесь, трудно руководить такой громадой? Ответ: Конечно, трудно. И мы платим за это своим здоровьем. Вопрос: …Получая радость ежедневного общения с друзьями, исключительное в наше время чувство принадлежности к сообществу взаимно ценимых людей… Ответ: Приятно, что вы это понимаете. Создание подобных суперкомплексов оправдывает себя в мегаполисах – и в экономическом плане (благодаря возможности сосредоточить ресурсы и вольнее ими оперировать), и в психологическом. Возникает эффект большого семейства с очень богатым и разным ассортиментом общения, высокой степенью востребованности каждого, необходимостью людей друг в друге. Для городов поменьше, наверное, надо все-таки искать другие организационные модели – лицей при университете, детский дом на территории села, школа под защитой сильного, успешного хозяйства. Вопрос: Число желающих учиться в 56-й намного превышает «предложение». Используете ли вы при зачислении в гимназию отбор детей – допустим, по способностям, семейному достатку или… Ответ: Нет и нет, категорически. Спросите у любого из моих коллег. Дети политиков, артистов, крупных бизнесменов учатся рядом с детьми из коммунальных квартир Петроградки, из многодетных семей, и это, безусловно, тоже воспитание. Единственное уточнение – да, мы проводим тестирование учеников «на входе», ибо понимаем, что гимназия - это учреждение повышенного уровня трудности. И в некоторых случаях просто предупреждаем родителей: будет нелегко. Но выбор – где учиться – всегда оставляем за ними. Вопрос: А как вы решаете проблему «социального миксера», культурных, материальных, этнических различий между гимназистами? Ответ: Наших учеников всегда легко, даже издалека, узнать по форме: у мальчиков костюмы и галстуки, у девочек строгие юбки или брюки с пиджаками. Этот дресс-код, помимо приучения к порядку, позволяет очень деликатно нивелировать травмоопасные «углы неравенства». Кроме того, дети научаются носить костюмы – тоже хорошо. Плюс экономия семейного бюджета. На родительских собраниях я так и говорю: «Если бы они ходили в школу, в чем хотят, ваши расходы по статье «Одежда» увеличились бы весьма существенно». Вопрос: В чем с вас берут пример коллеги? Что их особо привлекает в вашем опыте, что удивляет? Ответ: Прежде всего: мы работаем в режиме ресурсного центра регионального уровня. Отсюда и вопросы педагогов: как мы к этому пришли? В чем преимущества этого статуса? Опыт? Но я убеждена, что в педагогике перенимается не опыт, а идеи, технологии... Во время наших встреч коллеги затрагивают несколько крупных тем. Что представляет собой главная концептуальная идея гимназии «Педагогика успеха»? Как оптимально совместить с уроками возможности новейших электронных технологий? Есть ли у нас секреты при работе с документами? Спрашивают о тонкостях исчисления ставок, формировании бюджета школы, о функциональных обязанностях специалистов, организации электронных торгов (при покупке мебели, инвентаря). Некоторые наши гости удивляются: зачем вы, Майя Борисовна, доверяете другим работу над тарификацией? Но думать подобным образом – это системная ошибка, я считаю. Людям необходимо доверять, только так школьный механизм работает надежно и отлажено. Я ведь не могу быть сразу и юристом, и бухгалтером, и методистом. У директора одна функциональная задача – подобрать талантливых людей. Как это сделал маэстро Владимир Спиваков, которым, к слову, не устаю восхищаться. Он ведь собрал вокруг себя не просто музыкантов–виртуозов. А чтобы управлять виртуозами, надо, на секундочку, и самому им быть. Я нашла таких мастеров, по многим позициям, но их же надо еще удержать! Зар-платы, к сожалению, у нас такие же, как в соседних школах, то есть более чем скромные. Что я могу? Создать условия для творчества. Дружный коллектив со своими традициями, компьютер с Интернетом в каждом классе, интерактивная доска, видеотека – пожалуйста, все есть. Что еще нужно для учительского счастья? Вопрос: Как, на ваш взгляд, скажется действие грядущего «закона об автономных, казенных и бюджетных учреждениях» на благополучии учеников, качестве их образования? Ответ: Честно: не знаю и очень тревожусь. Мне вообще кажется, что автономными должны быть негосударственные образовательные учреждения, а я вот, государственное, не хочу – зачем? Мне рассказывают: вы сможете переводить деньги со статьи на статью. Так мы и сейчас это делаем. Все согласовано с районным фин-управлением. Понимаете, мне само слово не нравится: «автономно». Это от чего и от кого? От своего учредителя? Но у меня прекрасные отношения с районной администрацией, я могу с ними поспорить, что-то доказать, умею быть настойчивой и внятно формулировать свою позицию. Мне и ответственности, которую я несу перед законом, и дарованной свободы хватает вполне. Думаете, меня сколько-нибудь смущает работа с казначейством? Нисколечко! Вовремя подаем все документы, механизм налажен, нам всегда идут навстречу. Или боюсь отчитаться? Смешно. Больше скажу: я не знаю, кто голосует за этот документ. Строю предположения: может быть, тот, кому нужно, как говорится, рака за камень завести? Как проходил этот закон через парламент, помните? Келейно, впопыхах, под Новый год приняли в первом чтении и разбежались. А ведь это даже не вопрос о переименовании славной милиции нашей в полицию, тут ранг совсем другой. Свои соображения на этот счет я изложила в письме на имя президента Медведева – немного жаль, однако, что ответ пришел из Минобрнауки. Мне разъяснили, что в новых условиях я ничего не потеряю. Спасибо, но самое главное, чтобы действительно не потеряла. А вот что приобрету? Денег на учительское жалованье нам этот закон не прибавит. Или, что же, мы теперь должны будем учить гимназистов «танцам и пенью» (по Грибоедову) за счет родителей? Я очень дорожу нашим «вторым пространством» – дополнительного образования. Но где гарантия, что завтра нам не скажут: «Школа не место для праздников и художеств, пусть пляшут в Доме пионеров»? Вопрос: Раз уж речь зашла о финансах, скажите, какую долю в бюджете гимназии составляют бюджетные средства, и какую - деньги спонсоров? Ответ: В здании нашей школы на Чкаловском проспекте (исторический центр Петербурга) снимает помещение стоматологическая клиника «Меди». Клиника платит нам аренду и, кроме того, лечит наших ребятишек ежедневно с 9:00 и до 15:00. При этом гимназисты имеют определенные льготы. А вечером врачи работают для остальных горожан. Часть средств официально перечисляют на счет школы наши спонсоры, причем адресно – деньги уходят на аренду лучших залов города (Юсуповский дворец, Большой зал Филармонии, дворец спорта «Юбилейный») под проведение праздников «Последнего звонка», «Дня знаний», церемоний «Достояние года», «Звездный час». Ну, должны же наши дети (2,5 тысячи учащихся, 91 класс-комплект!) когда-нибудь встречаться вместе. Итого: наш бюджет составляет около 120 миллионов рублей, из них примерно 6 процентов поступают от аренды и общественных благотворителей. Кстати, вы можете пройтись по гимназии и узнать, кто нам помогает. Вот, например, табличка: «Кабинет релаксации – подарок инвестиционно-строительной группы «Невский синдикат» (президент Бакланов А.О.)». Это не информация для внутреннего пользования, нет. Это должны знать все: и гости, и хозяева гимназии. Кстати, воспитывающая среда школы начинается вот с этих «пустяков» и «мелочей». Вопрос: Что вы посоветуете предпринять директорам, у которых нет возможности опереться на богатых болельщиков школы? Ответ: Школе ведь можно помогать и руками, а не только денежными знаками: просто посадить цветы, занавески постирать, книжную полку прибить, старое кресло в фойе отремонтировать... И еще сказала бы своим коллегам и ученикам: «Дорогие! У нас с вами есть только одно главное дело, самая конвертируемая на Земле валюта – хорошо учить и хорошо учиться. Поступайте так и не тревожьтесь: спонсоры сами вас найдут!» Жизнь одной из самых ярких гимназий РоссииМайя ПИЛЬДЕС: «Эпидемия творчества»
изучал Антон ЗВЕРЕВ,
Санкт-Петербург-Москва
Все права защищены © ИП Конюхов О.В. 2006-2024 Копирование информации с сайта возможно только при согласовании с администрацией | Total: 0.01 |
Единый Call-Центр (495) 989-15-70 [email protected] Схема проезда и график работы |