Внимание! Обращаем ваше внимание, что при сумме заказа менее 800 рублей возможен только самовывоз.
Привет! Вход или Регистрация

Книжный интернет магазин Умник и К обзор Духовно-нравственное развитие: страна и школа

17.11.2010

Борис СТАРЦЕВ: «Духовно-нравственное развитие: страна и школа»

Что представляет собой духовно-нравственное воспитание в современной школе? Какие задачи оно способно решить, на основании каких ценностей и принципов может осуществляться?

 

Столь полярные подходы свидетельствуют о чрезвычайной сложности данной проблематики, невозможности ее рассмотрения в русле привычной для любого учителя предметной парадигмы. Нет и не может быть отдельных учебных или внеучебных мероприятий, целиком и полностью посвященных духовно-нравственному развитию. В штатном расписании школ нельзя предусмотреть должность «духовно-нравственного воспитателя». На уровне конкретной школы крайне сложно, а скорее всего, невозможно «замерить» результаты духовно-нравственного воспитания привычным для учителя инструментарием.

Что же представляет собой духовно-нравственное воспитание в современной школе? Какие задачи оно способно решить, на основании каких ценностей и принципов может осуществляться?

Новая цивилизация и новое воспитание

В 1991 году страна испытала шок. Рухнули сложившиеся за многие десятилетия стереотипы, исчезли старые механизмы сдерживания асоциального, разрушительного поведения. Быстрый демонтаж совет-ской идеологии и попытки перенять западный образ жизни нарушили духовное единство общества, деформировали моральные нормы и нравственные установки. Были подорваны ценности старшего поколения, изменились жизненные приоритеты молодежи, обычным стало проявление негативного отношения к закону, труду, государству.

Но постепенно стало приходить понимание, что общество, построенное на основе рыночной экономики – это не общество волков, ему присущи собственные формы гуманизма, коллективизма, заботы об общественном благе. Просто эти формы осознаются гражданами через призму собственных интересов. Основной отличительный признак свободного общества в том, что мы признаем свободу других так же, как и свою свободу. Мы должны научиться быть свободными, делать ответственный выбор самостоятельно, без подсказки и ласковой направляющей руки государства, партии, коллективного разума. Мы должны научиться понимать и ценить мнения, которые противоречат нашей собственной позиции.

В 2000-е годы был взят курс на формирование системы ценностных ориентиров, объединяющих россиян в историко-культурную и социальную общность. Началась выработка принципов и правил жизни, сознательно принимаемых большинством граждан, были намечены пути достижения согласия в выборе конструктивного социального поведения и жизненных ориентиров. В 2007 году президент России в послании Федеральному собранию подчеркнул: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность».

В формировании новых ценностей у молодого поколения роль системы образования не уникальна (есть еще воздействие семьи, круга общения, массовой информации), но критична. Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному развитию, граждан-скому воспитанию, причем недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается наибольшей психологической устойчивостью.

Между тем функция воспитания в 1990-е годы забылась, отошла на задний план. Очевидно, ответственные лица в образовании понимали духовно-нравственное воспитание исключительно как коммунистическое, и, когда оно рухнуло, оказались в растерянности. Сейчас мы наверстываем упущенное. Один из шагов на этом пути – принятие Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая становится методологической основой разработки и реализации федеральных государственных образовательных стандартов.

Идеалы и ценности

Воспитание как неотъемлемая часть процесса образования ориентировано на достижение определенного идеала – образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в определенный исторический период. Так, в средневековой Руси воспитательный идеал был тесно связан с православной верой, игравшей огромную роль в обеспечении единства народа, и его воплощением был прежде всего образ Иисуса Христа. А в XVIII веке, когда Россия превратилась в империю и система образования готовила кадры для государственных нужд, идеалом стал «человек государственный, слуга царю и Отечеству».

На первый взгляд в советский период спектр жизненных смыслов был сжат до веры в коммунизм и служения Коммунистической партии. Но именно советская эпоха сформировала высокий педагогический идеал – воспитание всесторонне развитой личности, дала примеры массового патриотизма, героического служения, вплоть до самопожертвования, во имя будущего своей страны и своего народа, пренебрежения материальным во имя идеального.

Сегодня национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее страны, являющийся носителем базовых ценностей многонационального народа Российской Федерации.

О каких ценностях идет речь?

Это прежде всего человек, его права и свободы, которыми, в соответствии с Конституцией, обладают все граждане страны.

Это патриотизм, уважение к российской истории, к памяти предков, отдавших жизнь за нашу свободу и независимость.

Это семья, любовь и верность, здоровье, почитание старших, забота о младших, забота о продолжении рода.

Это труд и творчество, наука и образование, искусство и литература, это ценность знания, понимание научной картины мира, уважение к учителю, настойчивое стремление к истине и эстетическое развитие.

Это представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе свободы совести и межконфессионального диалога.

Это понимание того, что мы живем на планете Земля с ее многообразием культур и народов, что прогресс человечества сопряжен с экологическими проблемами, что необходим мир во всем мире.

Основа школьной жизни

В основе воспитания лежит нравственный пример педагога – в противном случае никакие воспитательные программы не будут эффективны. Моральные нормы, которыми учитель руководствуется в жизни и профессиональной деятельности, его отношение к своему труду, ученикам, коллегам – все это имеет первостепенное значение. Учитель должен быть уважаемым в обществе человеком, а педагогическая профессия – престижной для молодежи. Государственный и социальный статус педагога, уровень его материального обеспечения необходимо постоянно повышать.

Духовно-нравственное воспитание в со-временных условиях невозможно без социально-педагогического партнерства. Образовательные учреждения должны выстраивать педагогически целесообразные партнерские отношения с другими субъектами социализации: семьей, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями культуры и спорта, средствами массовой информации. Желательно согласование социально-воспитательных программ общеобразовательных учреждений и иных субъектов социализации на основе национального воспитательного идеала и базовых национальных ценностей.

Одной из важнейших задач современного образования является индивидуально-личностное развитие, ставшее приоритетом отечественной педагогики в 90-е годы ХХ века. Но это касается не только ключевой функции системы образования – развития способностей личности, помощи в жизненном самоопределении, передачи научных знаний, умений, навыков и компетенций. Ведь все это само по себе не создает достаточных условий для социальной зрелости личности. Без духовно-нравственного воспитания индивидуально-личностное развитие ограничивается и деформируется.

При этом духовно-нравственное воспитание, конечно же, не может осуществляться в рамках отдельно взятого предмета. Оно должно пронизывать все основные виды деятельности обучающихся. В рамках образовательного процесса каждая базовая национальная ценность становится основой для постановки воспитательных задач. Для их решения дети вместе с педагогами, взаимодействуя с различными субъектами социализации, обращаются к истории страны и к истории семьи, к жизненному опыту предков, к фольклору народов России, к традиционным российским религиям, к произведениям литературы и искусства, к материалам СМИ, иным источникам информации, научного знания. Система базовых национальных ценностей создает смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности, где исчезают барьеры между учебными предметами, между школой и семьей, школой и обществом, школой и жизнью.

Воспитание не должно ограничиваться прямым или опосредованным информированием о тех или иных идеалах и ценностях. Перед человеком должны быть открыты возможности для совершения нравственных поступков. Можно изучить по учебнику, например, что такое власть, запомнить определение, пересказать обкатанный текст, получить пятерку и быть абсолютно безразличным к тому, что власть делает и что способна сделать. Но есть и другой подход: школьники могут сами сформулировать проблемы, которые стоят перед их двором, микрорайоном, городом, опросить жителей, проконсультироваться у специалистов, а потом совместно выработать решение и предложить его местным органам власти. Такая практика уже есть, и власть прислушивается к таким школьникам, принимает их рекомендации. Так приходит понимание и убеждение, что власть – это всего лишь люди, которые должны служить интересам гражданского общества, и что многие вопросы можно решить сообща.

Эффективность работы образовательного учреждения любого уровня определяется в том числе тем, готов ли выпускник к решению реальных социальных, экологических, культурных, экономических проблем. Традиционной и хорошо зарекомендовавшей себя формой социализации являются детско-юношеские и молодежные движения, организации, сообщества, имеющие исторически и социально значимые цели и программы их достижения.

Благие пристрастия и свободный выбор

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.

Следующая ступень развития личности – это осознанное принятие традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».

Более высокой ступенью духовно-нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций нашего многонационального народа. Важным этапом развития граждан-ского самосознания является принятие этнокультурных традиций, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения и начальной социализации.

Осознание российской гражданской идентичности – это высшая ступень процесса духовно-нравственного развития личности россиянина, его гражданского, патриотического воспитания. Важным свойством духовно-нравственного развития гражданина России является открытость миру, способность к диалогу с другими национальными культурами.

В условиях глобализации, характеризующейся переходом человечества в постиндустриальную, информационную стадию развития, резко возрастает – и будет еще сильнее возрастать – взаимозависимость каждого человека и каждого народа с изменениями в окружающем мире. Перед системой образования стоит задача преодолеть культурные издержки перехода к новой цивилизации, воспитать терпимость к иному мнению, иным ценностям и иному стилю поведения, сформировать у молодого поколения чувство включенности в общее дело социально-культурного созидания новой России.

Россия – многонациональное, поликультурное и поликонфессиональное государство. Принцип светскости школы не подлежит пересмотру, но отнюдь не означает отказа от приобщения детей к высотам творческого духа, достигнутым в веках «верующим человечеством». Обращаясь к религиозной проблематике, образование получает замечательную возможность объяснить ученикам различные системы ценностей (прежде всего этических), выработанные религиями, увидеть в них общее и специфическое, наполнить реальным содержанием понятие «общечеловеческие ценности».

Трудно представить себе существование человека без пристрастий. Если он не имеет благих пристрастий, то замещает их пагубными, которые достаточно легко приобретаются и приводят к тяжелейшим последствиям. Пагубные пристрастия в неимоверном количестве привели к той ситуации, которая в демографии называется «русским крестом». Рождаемость у нас низкая, как в Европе, а смертность, вызванная прежде всего пагубными пристрастиями, – высокая, как в Азии.

Нет сомнений, что система образования, как и в советские годы, должна воспитывать тружеников и защитников Родины. Но в современном обществе у нее появляется и другая функция. Именно школа создает не только производственную часть человеческого капитала, но и потребительскую. Она должна воспитывать грамотных потребителей, в основе поведения которых лежат благие пристрастия. В зрелом возрасте люди овладевают благими пристрастиями с большим трудом, поэтому они должны прививаться именно в школьном возрасте, со временем принося все больше наслаждения и требуя меньше затрат. Это может быть любовь к музыке, к чтению, к рыбалке, к работе в огороде и многое другое. Например, если при изучении литературы ребенок будет получать от этого удовольствие, задачу изучения литературы в школе можно считать решенной.

Современная российская школа должна прежде всего формировать общественные ценности и навыки для успешной жизни в обществе. Человек, получающий аттестат зрелости, должен быть граждански защищен: понимать, что такое экономика и право, как функционирует рынок труда, рынок жилья, какие у него есть права и обязанности. Человеку нужно привить навык взвешивать все за и против, что-то выбирая, предвидеть последствия. Очень важно научиться противостоять давлению, которое часто оказывают на подростка сверстники, старшие. Например, как суметь отказаться от того, что тебе не нравится, и при этом сохранить дружеские отношения? Откуда взять смелости сказать, что я не буду это делать, потому что ценю другое? Надо научить человека делать выбор свободно, чтобы он не был инерционным или навязанным.

Молодые люди должны быть готовы и способны нести личную ответственность за свое собственное благополучие и благополучие общества. Для этого им необходимо усвоить социальные навыки и практические умения, которые обеспечивают, с одной стороны, их адаптацию в условиях меняющегося мира, а с другой стороны, социальную мобильность, способность к быстрой смене социальных и экономических ролей. В то же время личная ответственность невозможна без сформированной системы ценностных ориентаций.

Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.

Борис СТАРЦЕВ

(Статья подготовлена на основе публикаций и выступлений А. Данилюка, А. Кондакова, Я. Кузьминова, П. Положевца, В. Тишкова, Е.Сабурова) 

http://www.prosv.ru



Автор: обзор подготовил менеджер магазина книг Чесноков А.С







Зарегистрирован на Портале Поставщиков
 
Все права защищены © ИП Конюхов О.В. 2006-2024
Копирование информации с сайта возможно только при согласовании с администрацией
Total: 0.01 Единый Call-Центр (495) 989-15-70
[email protected]
Схема проезда и график работы