Внимание! Обращаем ваше внимание, что при сумме заказа менее 800 рублей возможен только самовывоз.
Привет! Вход или Регистрация

Книжный интернет магазин Умник и К обзор Право на защиту для незащищенных

12.12.2010

Николай МАЛОФЕЕВ: «Право на защиту для незащищенных»

В Российской академии наук прошли Третьи Всероссийские педагогические чтения по вопросам коррекционной педагогики и специальной психологии, организованные при поддержке Министерства образования и науки РФ. Наш собеседник – участник чтений, директор Института коррекционной педагогики РАО, профессор, академик РАО Николай МАЛОФЕЕВ.

 

Вопрос: Николай Николаевич, много ли в россии детей с ограниченными возможностями здоровья?

Ответ: Хотя ведомственные показатели существуют, единой базы данных на эту категорию детей нет. Да и сам термин «люди с ограниченными возможностями здоровья» (ОВЗ) достаточно расплывчат, хотя ему трудно отказать в политкорректности. Но специальное обучение показано не только лицам с ОВЗ, в нем нуждается несколько категорий детей. Прежде всего, это дети-инвалиды в возрасте от 0 до 18 лет, чей статус документально подтвержден соответствующей комиссией. Это дети, не имеющие инвалидности, но с ярко выраженными нарушениями интеллекта, задержкой психического развития. И, наконец, в особой помощи нуждаются все дети группы риска, включая одаренных, которые тоже вправе рассчитывать на специально организованное образование.

Понятно, что продолжительность и содержание образовательных программ для перечисленных групп различны. В принципе детей, нуждающихся в специально организованном обучении, не менее 10% от детской популяции. Что же касается детей-инвалидов, то это примерно 2-3% от всего подрастающего поколения. 
И все же статистические сводки штука уязвимая. Вот, например, сегодня резко возросло число детей с нарушениями эмоционального спектра: тоньше стали инструменты диагностики, изменились требования школьной программы. А главное, благодаря официальному признанию права инвалидов на образование, за парты сели дети, которым раньше в этом было отказано.

Вопрос: Развитие российской системы специального образования шло исключительно по «нашему пути» или что-то перенималось на западе?

Ответ: Исторически отечественная специальная школа строилась по западным (французским и немецким) лекалам. Одним из краеугольных камней, на которых возводилось ее здание, было милосердие. Но в советскую эпоху государство целиком взяло на себя ответственность за этих детей, маркировав их как дефективных, одновременно исключив из процесса филантропов и Церковь.

Религиозно-христианские ценности (милосердие, добродеяния, деятельная благотворительность) оказались отвергнутыми, а традиция – прерванной. Сохраняя старую форму, мы наполнили ее абсолютно иным содержанием, пойдя «общим путем в свою сторону».

Во исполнение идеологических установок специальной школе надлежало дефективных детей доводить до нормы, делать из них трудящихся, «полезных» государству. В итоге школа, создававшаяся для специального обучения, захлопнула дверь перед неспособными овладеть стандартной программой, признав их необучаемыми. В 1936 году вышло пресловутое постановление «О педологических извращениях в системе Наркомпроса», которое запретило открывать специальные школы. Не хочется ворошить столь давнее прошлое, но без его анализа невозможно понять, почему, достигнув мировых высот в области дефектологической науки и экспериментального обучения детей-инвалидов, мы не сумели обеспечить широкое внедрение полученных результатов в практику.

Есть еще одна причина, о которой, как правило, забывают. 
Хорошая специальная школа стоит недешево, обучение одного ребенка-инвалида обходилось казне в два-три раза дороже, чем обучение его нормально развивающегося сверстника. Вводя всеобщее начальное обучение, распространяя его на большинство категорий детей с ОВЗ, государство шло на значительные расходы, подразумевая, что они окупятся. Со временем обязательным становилось неполное среднее и среднее образование, повышались требования к уровню знаний выпускника. В то же время западные страны-лидеры специального образования, наоборот, начали уходить от обязательности ценза для учащихся с ОВЗ, снижая – в условиях бесплатного обучения – требования к уровню их академических достижений. СССР по этому пути не пошел. На Западе в 1980-е годы, не закрывая специальные школы, начали торить альтернативный путь обучения детей с ОВЗ – интеграцию. Позже ей на смену придет инклюзия, а система специального образования (ССО) повсеместно начнет сворачиваться.

Вопрос: Но старая система спецобразования на западе сохранилась?

Ответ: Где-то она сохраняется, где-то сведена к минимуму, где-то заменена инклюзией. И заметьте: смена парадигм произошла не по морской команде «все враз», а эволюционно. Нужно двигаться вперед, но выбирать оптимальную форму образования для ребенка с ОВЗ должны его родители. Отмечу, что решение коллегии Минобрнауки РФ, принятое в декабре 2009 года, предусматривает интенсивное развитие интегрированных форм обучения, инклюзии, при сохранении действующей ССО (разумеется, в модернизированном виде). Согласитесь, это разумная, взвешенная позиция.

Вопрос: Инклюзия и интеграция – это уже сегодняшний процесс или дело завтрашнего дня?

Ответ: Для части страны, для Москвы, прежде всего, это современные реалии, для других регионов – успешно осваиваемое пространство, для третьих – намеченная цель. Внутренних проблем вхождения ребенка с ОВЗ в обычную детскую среду (детский сад – начальная школа) практически нет, малыши договариваются друг с другом быстрее, чем взрослые. Конфликты, как правило, возникают по вине или некомпетентности последних, да и квалификация большинства педагогов, принимающих интегрированного ученика, оставляет желать лучшего.

Вопрос: И это несмотря на то, что мы подписали впечатляющий пакет международных документов, да и отношение общества людям с ОВЗ явно поменялось к лучшему?

Ответ: Да, но закона о специальном образовании Россия до сих пор не приняла. Многие из его статей неисполнимы без значительных финансовых затрат. Решающее слово должен сказать президент, руководство страны. Они идею интегрированного и инклюзивного образования поддерживают, так что в ближайшие годы в этот процесс по всей России включится, полагаю, не менее четверти школ и дошкольных учреждений.

Вопрос: Мы вступили, как сказано в вашей книге «Специальное образование в меняющемся мире», в «период с открытыми датами»?

Ответ: Да, и все-таки тотальной инклюзия никогда не станет. Хотя подавляющее большинство тех, кто сегодня обучается в ССО, может и должно интегрироваться. Основную массу учеников специальных образовательных заведений составят те, кого прежде относили к категории «необучаемых» – например, слепоглухие дети. 
Вообще говоря, в спорах на тему: «Где будет учиться инакий ребенок?» совсем другое важно – какие он получит знания, умения, компетенции? Вы не хуже меня знаете, как динамично меняется общество, рынок труда. Между тем спецшкола готовит к жизни по программам и учебникам вчерашнего дня. Это еще полбеды – готовит «во вчерашний день"! Поэтому три года назад ИКП РАО по заказу Минобрнауки РФ приступил к разработке специального государственного федерального стандарта для детей с ОВЗ.

Вопрос: Снова всплывает сакраментальный вопрос о деньгах…

Ответ: Это вопрос не к разработчикам стандарта, не к детям с ОВЗ и их родителям, а к обществу и государству. Какой смысл они вкладывают в понятие «равные возможности"? Государственный стандарт – гарантия любому ребенку с ОВЗ реализовать свое право на образование. Конституция гарантирует общедоступное образование для всех, единые для всех стандарты. Родитель ребенка-инвалида, как и другие граждане, исправно платит налоги, у него есть все основания требовать для своего чада адекватного его потребностям образования. Хотелось бы, чтобы образовательный пирог в нашей стране распределялся по числу детей, а не только для тех, кто вовремя сел за стол.

Вопрос: Что нужно, чтобы инклюзивное образование стало реальностью?

Ответ: Принять закон о специальном образовании и специальный ФГОС для детей с ОВЗ. Остро стоит вопрос с подготовкой, переподготовкой педагогических кадров, повышением их квалификации. Новой школе, обеспечивающей образование для всех, нужен компетентный учитель, способный помочь ученику с ОВЗ, интегрированному в его класс. Речь не идет о дополнительном «дефектологическом» высшем образовании для каждого педагога, для начала достаточно краткого 72-часового курса. Следует организовать службу консультирования работников общеобразовательных учреждений силами квалифицированных дефектологов. Полагаю, осуществление дистанционного обучения и консультирования учителей могли бы взять на себя региональные институты развития образования. Кстати, подобную работу ведет и наш институт. В ближайшие год-два необходимость в знаниях по коррекционной педагогике и специальной психологии почувствуют практически все, кто трудится в системе массового образования.

Беседу вел Антон ЗВЕРЕВ

http://www.prosv.ru



Автор: обзор подготовил менеджер магазина книг Ершова А.П.







Зарегистрирован на Портале Поставщиков
 
Все права защищены © ИП Конюхов О.В. 2006-2024
Копирование информации с сайта возможно только при согласовании с администрацией
Total: 0.01 Единый Call-Центр (495) 989-15-70
[email protected]
Схема проезда и график работы