Внимание! Обращаем ваше внимание, что при сумме заказа менее 800 рублей возможен только самовывоз.
Привет! Вход или Регистрация

Книжный интернет магазин Умник и К обзор Учебно-методический комплект "Гармония"

25.01.2011

учебно-методический комплект "Гармония"

 

1. Характеристика ведущих идей учебно-методического комплекта "Гармония" для четырехлетней начальной школы

 

Примерно с 30-х годов прошлого столетия в теории отечественной педагогики постепенно утвердилось принципиально новое понимание развития ребенка. На смену его трактовке как вызревания заложенных в человеке способностей пришло понятие активности ребенка в учебно-воспитательном процессе. А с конца 60-х годов идея развивающего обучения входит в практику отечественной школы, где в течение нескольких десятилетий параллельно развиваются системы так называемого "традиционного" и "развивающего" обучения, которые первоначально противопоставляются друг другу и считаются сугубо альтернативными. В рамках традиционной и развивающей систем обучения разрабатываются различные авторские программы и учебно-методические комплекты. Однако с течением времени противоречия между традиционной и развивающей системами обучения постепенно смягчаются, и на современном этапе развития начального образования все учебно-методические комплекты ориентируются на тезис активности ребенка в процессе обучения. В этом состоит одно из важных направлений развития общеобразовательной школы, "модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных возможностей" (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.).

 

Именно на тезисе активности детей, принятия ученика как целостной личности основаны современные идеи гуманизации и гуманитаризации образования, его дифференциации и интеграции, преемственности и непрерывности.

 

В дидактике, теории воспитания, в психологии обучения и развития, а также в специальных областях знания, лежащих в основе учебных дисциплин, накоплено значительное количество ценнейших идей относительно развития личности ребенка, оптимизации и интенсификации учебного процесса, использования инновационных технологий. Однако реализация этих идей в школьной практике будет оставаться проблемой до тех пор, пока они не получат научно обоснованной интерпретации в виде методических систем, учитывающих специфику содержания и особенности процесса его усвоения школьниками в рамках конкретных учебных предметов.Поэтому одной из главных задач авторов комплекта "Гармония" явилась разработка таких способов организации учебной деятельности младших школьников, которые обеспечивают комфортные условия для развития ребенка в процессе усвоения знаний, умений и навыков, соответствующих учебным программам и требованиям начального образовательного стандарта.

 

В учебно-методическом комплекте "Гармония" реализованы: способы организации учебной деятельности учащихся, связанные с постановкой учебной задачи, с ее решением, самоконтролем и самооценкой; способы организации продуктивного общения, которое является необходимым условием формирования учебной деятельности; способы формирования понятий, обеспечивающие на доступном для младшего школьного возраста уровне осознание причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей.

 

Методическая интерпретация в комплекте современных тенденций развития начального образования обеспечивает: понимание ребенком изучаемых вопросов, условия для гармоничных отношений учителя с учеником и детей друг с другом, создание для каждого ученика ситуации успеха в познавательной деятельности.

 

Рассматривая учебные книги, входящие в комплект (учебник, учебник-тетрадь, тетради с печатной основой), как модель учебного процесса, интегрирующую предметное содержание и виды познавательной деятельности, авторы комплекта "Гармония" реализовали в системе учебных заданий:

 

– целенаправленное формирование приемов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение);

– приоритет самостоятельной деятельности учащихся в усвоении содержания;

– активное включение в познавательную деятельность приемов наблюдения, выбора, преобразования и конструирования;

– соблюдение баланса между интуицией и знанием;

– разноплановое рассмотрение одного и того же объекта;

– опору на опыт ребенка;

– параллельное использование различных моделей: предметных, вербальных, графических, схематических и символических – и установление соответствия между ними;

– взаимосвязь индуктивных и дедуктивных рассуждений;

– единство интеллектуальных и специальных умений;

– создание каждому ребенку условий максимального эмоционального благополучия в процессе усвоения им предусмотренных программой знаний.

 

Специфика содержания всех учебных предметов находит отражение в их методических концепциях и способах их реализации.

 

2. Методические концепции и способы их реализации

 

МАТЕМАТИКА

 

В основу построения курса положена методическая концепция целенаправленной и систематической работы по формированию у младших школьников приемов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения в процессе усвоения математического содержания, предусмотренного программой.

 

Реализация данной концепции обеспечивается:

 

1. Тематическим построением курса, создающим условия для осознания школьниками связей между новыми и ранее изученными понятиями, для осуществления продуктивного повторения, для активного использования в процессе обучения приемов умственной деятельности.

 

2. Новым методическим подходом к изучению математических понятий, свойств и способов действий, в основе которого лежит установление соответствия между предметными, словесными, графическими (схематическими) и символическими моделями, их выбор, преобразование и конструирование в соответствии с заданными условиями.

 

3. Новым методическим подходом к формированию вычислительных навыков и умений, который создает условия не только для повышения качества вычислительной деятельности младших школьников, но и для развития их мышления.

 

4. Новым методическим подходом к обучению младших школьников решению текстовых задач, в соответствии с которым дети знакомятся с текстовой задачей только после того, как у них сформированы те знания, умения и навыки (навыки чтения, усвоение конкретного смысла действий сложения и вычитания, приобретение опыта в соотнесении предметных, словесных, схематических и символических моделей, знакомство со схемой как способом моделирования), которые необходимы им для овладения умениями решать текстовые задачи.

 

5. Включением в учебник диалогов между двумя персонажами, Мишей и Машей, с помощью которых детям предлагаются для обсуждения варианты ответов, высказываются различные точки зрения, комментируются способы математических действий, анализируются ошибки. Диалоги помогают учителю не только привлечь учащихся к обсуждению того или иного вопроса, но и самому включиться в эту работу, заняв тем самым позицию не контролирующего, а помогающего детям и сотрудничающего с ними.

 

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ

 

Процесс обучения первоначальному чтению и письму реализуется:

 

– на основе целенаправленного формирования фонетических умений, с опорой на слог как естественную произносительную единицу;

– при раздельно-параллельном обучении чтению и письму как независимым друг от друга процессам;

– путем троекратного блокового введения букв для дифференцированного обучения чтению детей с разной дошкольной подготовкой;

– в единстве с обучением диалогической и монологической речи, нормам произношения, культуре речевого поведения.

 

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

Концептуальными положениями курса являются:

 

1. Создание методических условий для осознания ребенком себя как языковой личности и на этой основе формирование у него уважения к языку и к себе как его носителю, а потому – сознательного отношения к своей речи.

 

2. Осуществление коммуникативного подхода к изучению языка, то есть нацеленность учебной работы на становление (совершенствование) всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения.

 

3. Направленность обучения на развитие не только лингвистического мышления детей, но и их языковой интуиции, природного чувства слова и интереса к изучению языка.

 

4. Обеспечение базы для повышения грамотности учащихся за счет системного развития их орфографической зоркости и орфографического самоконтроля.

 

Указанные концептуальные положения реализуются в комплексе – за счет особого построения курса и организации обучения, нашедших отражение в содержании, структуре и характере предъявления материала в учебнике "К тайнам нашего языка".

 

1. Названием учебника и многих его разделов, логикой и способами подачи материала подчеркивается непрерывное движение ребенка от практического пользования языком к "открытию" его устройства и осознанному, а потому более совершенному владению им.

 

2. При неизменности объема традиционно изучаемых лингвистических понятий в трактовку некоторых внесены уточнения, дополнения, делающие определения более конкретными и понятными детям. Кроме того, расширен круг сведений о способах выполнения языковых и речевых действий, чем достигается их лучшее осознание и освоение. С той же целью проведена перестановка отдельных тем курса.

 

3. Изучение языка органично сочетается с работой над культурой устной и письменной речи младших школьников. Вопросам речевой культуры посвящены и специальные темы. В учебник включены различные виды словарей, методически обеспечено обучение детей пользованию ими.

 

4. Становление грамотного письма направляется коммуникативным мотивом и осуществляется в единстве с воспитанием у школьников желания безошибочно выражать мысли на русском языке. Для формирования орфографических умений и одновременно для психологической разгрузки учащихся (снятия страха перед ошибкой) предусмотрена система обучения особому способу письма – письму "с окошками".

 

5. В комплексе с учебником используется тетрадь-задачник – средство обучения, позволяющее не только совершенствовать отдельные умения школьников, закладывать основы их учебной самостоятельности, но и более экономно расходовать время и силы каждого ученика.

 

6. Специальными средствами, обеспечивающими сочетание учебной деятельности с коммуникативной, являются: форма диалогового общения авторов учебника с ребенком; использование персонажей (дошкольника Антона и мальчика-иностранца, изучающего русский язык; применение заданий типа "Расскажи дома"; работа над сочинениями как обучение созданию текстов конкретных жанров (записок, писем, поздравлений, загадок, инструкций, дневниковых записей, рассказов о своей жизни и др.).

 

7. Расширен диапазон используемого дидактического материала: он включает высказывания самих детей (удачные, несовершенные и даже с ошибками), выполняющие различные функции обучающего, развивающего и воспитательного характера.

 

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

 

Концептуальными положениями курса являются:

 

1. Активная направленность курса на формирование мировоззрения детей. Этому способствует не только систематизация отобранных произведений по темам духовно-нравственного содержания, но и характер вопросов и заданий, которые предлагаются в учебниках после текстов.

 

2. Развитие творческих способностей учащихся, чему способствуют специальные задания, обучающие иллюстрированию (графическому, словесному, музыкальному), выразительному чтению и инсценированию, азам словесного творчества (подбору рифм, сравнений, творческому пересказу, сочинению небольшого высказывания по подобию и т.д.).

 

3. Обогащение умственного потенциала детей путем целенаправленного формирования у них типа правильной читательской деятельности, заключающегося в обдумывании предстоящего чтения, осмыслении читаемого в процессе и по окончании чтения. Это обеспечивается системой вопросов и заданий, развивающих умение прогнозировать читаемое (читательское качество антиципации), творчески интерпретировать полученную посредством чтения информацию, усваивая не только фактическое содержание литературного произведения, но также подтекст и идейный замысел (смысловое ядро).

 

4. Развитие эмоциональной сферы. Осознанию эмоций и чувств служат вопросы и задания, привлекающие внимание детей к авторским ремаркам, к анализу особенностей речи и поведения персонажей. Адекватному выражению эмоционального состояния способствует систематическая работа над выразительностью чтения и применение различных форм драматизации, которая направляется в учебниках специальными заданиями (анализ иллюстраций с точки зрения "эмоциональных знаков", постановка "живых картин", произнесение реплики персонажа с использованием мимики и пантомимики, чтение по ролям, развернутая драматизация и др.).

 

5. Развитие речи читателя. С этой целью в учебники включены задания по работе над заголовком, планом, всеми видами пересказа, над созданием собственных высказываний, по наблюдению над правильностью, точностью, богатством, выразительностью художественной речи. Определяющим для развития речи является формирование у учащихся отношения к чтению как к процессу общения с автором. Этому способствуют активизация методическими средствами мотивационной стороны чтения, акцент на внимании к личности писателя, к его "присутствию" в произведении, развитие бережного отношения к авторскому замыслу и другие методические приемы.

 

6. Комплексный подход к формированию умений, обеспечивающих ребенку способность быть читателем: становление правильности, беглости, осознанности, выразительности чтения, умение работать с текстами разных жанров, умение ориентироваться в книге и в мире книг.

 

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

 

Курс "Окружающий мир" является интегративным, объединяющим знания о природе, человеке и обществе. В качестве линий интеграции содержания выступают следующие концептуальные положения:

 

– окружающий тебя мир многогранен, прекрасен и все время изменяется – наблюдай и познавай его, интересуйся тем, каким он был;

 

– опыт человечества и твоих предков богат и пригодится тебе в жизни – уважай и изучай его;

 

– природа жизненно необходима тебе и ранима – знай об этом и береги ее красоту и гармонию.

 

Данные положения реализуются в учебниках-тетрадях, которые своим содержанием, структурой и системой развивающих заданий создают условия для ознакомления с новым учебным материалом, для его закрепления на уроке и для самостоятельной работы.

 

Система заданий составлена с учетом разных уровней усвоения знаний, что дает возможность варьировать индивидуальную нагрузку, обеспечивая развитие всех учащихся.

 

Учебники-тетради выполняют системообразующую, координирующую и собственно интегрирующую функцию, служат своеобразным "каркасом", объединяющим учебную информацию и методический аппарат (технологию усвоения), ориентированный не на передачу готовых знаний, добытых многими поколениями людей и ставших как бы статичными для усвоения учениками, а на самостоятельный процесс познания учениками окружающего мира. Готовые научные знания преобразованы в такую форму передачи, при которой ребенок, самостоятельно (или с помощью учителя) действуя с учебным материалом, овладевает различными способами и методами познания окружающего мира и разными видами учебной деятельности.

 

ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ

 

Особенность авторского курса состоит в том, что он впервые в практике отечественной школы выводит уроки труда из узких рамок ремесленно-технологической подготовки учащихся и приобщает их к системе общего образования.

 

Концептуальные положения курса:

 

1. Особенностью курса является его общекультурная (мировоззренческая, духовно-нравственная) направленность, которая позволяет через практическую деятельность учащихся формировать у них систему знаний и представлений об окружающей действительности, в первую очередь о связи человека и создаваемой им культурной среды обитания с единой и гармоничной природой, о социально-психологической и социально-исторической информативности мира вещей и т.д.

 

2. Организация деятельности учащихся в формировании духовно-нравственных установок осуществляется от общего к частному, а при формировании конкретных знаний и способов работы – от частного к общему.

 

3. Система учебных заданий сориентирована на активную работу ученика как целостной личности, одновременно включая в деятельность ее рационально-логическую и духовно-эмоциональную сферы. Это достигается тем, что задания, включенные в учебники, построены на основе проектной художественно-конструкторской деятельности и значительное место среди них отводится решению задач, связанных с самостоятельной разработкой конструкций предметов, с поиском и воплощением художественного образа, отвечающего поставленным условиям.

 

Структура учебников разработана в соответствии с блочно-тематическим принципом, что облегчает учителю тематическое планирование уроков на учебный год и четверть. Материалы учебников не только включают в себя содержательную канву каждого урока, но и дают достаточно четкое представление о методике их организации.

 

3. Взаимосвязь учебно-методического комплекта "Гармония" и методической подготовки учителя в вузе и колледже

 

Хорошо известно, что успех любого учебника в значительной мере зависит от готовности учителя стать единомышленником автора и методически грамотно, а возможно, и творчески реализовать заложенную в учебнике методическую систему. В связи с этим важно обеспечить взаимосвязь между подготовкой учителя в вузе и колледже с его профессиональной практической деятельностью.

 

В настоящее время в практику работы педагогических колледжей и факультетов начальных классов вузов России внедрены: учебное пособие "Методика обучения математике в начальных классах" (автор Н.Б. Истомина), "Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения" (под ред. М.С. Соловейчик), "Русский язык в начальных классах. Сборник методических задач" (авторы: М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, О.В. Кубасова), "Методика трудового обучения младших школьников" (автор Н.М. Конышева), в которых нашли отражение современные тенденции развития начального образования.

 

Тщательная проработка методических концепций во всех учебниках комплекта "Гармония" и оснащение их методическими рекомендациями дополняет, расширяет, углубляет и конкретизирует содержание учебных пособий для студентов. Это позволяет рассматривать учебно-методический комплект "Гармония" как средство повышения уровня профессиональной компетентности учителя начальных классов и формирования у него педагогического сознания, адекватного современным тенденциям развития начального образования.

 

Методическое оснащение комплекта "Гармония" прошло экспериментальную проверку (в разных масштабах: на уровне дипломных исследований, которыми руководили авторы комплектов, на уровне кандидатских и докторских диссертаций и на уровне массовой проверки в практике школ).

 

Наталия ИСТОМИНА,

научный руководитель 

учебно-методического 

комплекта "Гармония"

 

Приведем примеры уроков, демонстрирующих, как можно работать по учебно-методическому комплекту "Гармония".

 

 

 

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

1-й класс

 

У учителя, взявшего в руки учебник русского языка для 1-го класса, многие его страницы вызывают недоумение. Первоклассник только начал читать – разве ему под силу предлагаемый объем текста? Но все задания адресованы ему. Как поступить?

 

Мы, авторы (М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко), исходили из того, что учебник – это книга для ученика, поэтому к нему и нужно обращаться. Пусть он учится через печатное слово общаться с тем, кто написал книгу, пусть чувствует, что авторы разговаривают именно с ним, именно ему советуют, помогают. Но обучение ведете вы, учитель, и вы должны подумать, как надо построить урок, чтобы не перегрузить, не переутомить маленьких школьников.

 

Покажем, как может быть использована текстовая информация учебника на примере одного урока. Выбираем страницы, насыщенные текстом.

 

Тема "Разные языки: … и иностранные".

 

Цели. Урок не содержит новых программных сведений по русскому языку, он помогает закрепить уже приобретенные умения, но, главное – он позволяет ребенку лучше осмыслить те слова, которыми он будет постоянно пользоваться: "язык", "русский", "родной", "иностранный".

 

ХОД УРОКА

 

I. Организационный момент

 

II. Постановка темы урока

 

Первое задание темы – диалог "кого-то" с персонажем Антоном – привлекает внимание к значению слова "язык", к его многозначности. Учитель рассказывает приводимую короткую историю сам, не обращая детей к учебнику, дает возможность детям посмеяться над действительно смешным ответом Антона и задает вопрос.

 

У. Как вы думаете, чего же Антон не знал о слове "язык"?

 

Д. На вопрос, какой у нас язык, Антон ответил: "Красный".

 

Учитель, возможно, не получит ясно сформулированных ответов, но первоклассники своими объяснениями покажут, что они чувствуют наличие у слова "язык" разных значений. Учитель обобщает высказывания детей.

 

У. Антон – дошкольник, он не знал, что этим словом называется не только то, что у нас во рту, что помогает нам говорить, но и все звуки, буквы, слова, правила составления предложений, которыми пользуется человек. А что бы вы ответили на вопрос, который задали Антону?

 

Д. Русский.

 

У. Какие еще языки, на которых говорят люди, вы знаете?

 

Двух-трех названий, сказанных детьми, достаточно, чтобы перейти к теме урока.

 

III. Знакомство с новым материалом

 

У. Вот мы и поговорим о разных языках. Сейчас мы вместе прочитаем небольшой рассказ. Найдите его в самом низу страницы 23.

 

Дети открывают учебник.

 

– Я буду читать, а вы слушайте и там, где я останавливаюсь, хором дочитывайте слова, выделенные жирным шрифтом. Потом скажете, о чем узнали из рассказа.

 

– "Давным-давно жил народ…

 

Д. Русь.

 

У. О своей земле он говорил…

 

Д. Русская.

 

У. А о языке – …

 

Д. Русский.

 

У. У страны, где жил народ, было собственное имя – …

 

Д. Русь.

 

У. Позже страну назвали…

 

Д. Россией.

 

У. Прежде чем отвечать на вопрос, что очень важное мы узнали из этого рассказа, подготовимся. Переверните страницу. Там для нас написаны начала двух предложений. Мы должны их закончить, выбрав для этого нужные слова из прочитанного рассказа. 

Хором читаем начало первого предложения: "Древний народ – …". Каким словом, называющим народ, закончите предложение? Если надо, посмотрите его на предыдущей странице.

 

Д. Русь.

 

У. Сколько звуков в этом слове? А сколько букв?

 

Д. В этом слове 3 звука и 4 буквы.

 

У. Почему букв больше?

 

Д. Мягкий знак не обозначает звука.

 

У. Впишите слово и проверьте запись.

 

Дети выполняют задание.

 

У. Читаем хором начало второго предложения: "Язык, на котором говорил этот народ, – … ". Каким словом закончите? Вернитесь к рассказу и найдите это слово.

 

Д. Русский.

 

У. Хором прочитайте его так, как оно написано. Что необычного в его написании?

 

Д. Две буквы с.

 

У. Еще раз проговорите так, как надо писать, и, диктуя себе, впишите слово на страницу учебника. Потом обязательно проверьте запись и подчеркните в ней две буквы с. 

Теперь вопрос на догадку: кто понял, почему наш язык еще в древности, давным-давно, назвали русским?

 

Д. А потому, что на нем говорил народ, который назывался "русь".

 

У. Вот мы и ответили на вопрос: что очень важное узнали из прочитанного рассказа? Что?

 

Д. Почему наш язык называется русским.

 

У. Но в рассказе есть еще одно важное сообщение – название нашей страны. Самостоятельно перечитайте последнее предложение и скажите: как сегодня называется наша страна?

 

Д. Россия.

 

У. Чем это слово по написанию похоже на слово "русский"?

 

Д. В нем тоже две буквы с. А еще они оба начинаются на букву "эр".

 

У. А чем написание этих слов различается?

 

Д. Слово "русский" пишется с маленькой буквы, а Россия – с большой.

 

У. Почему слово "Россия" пишется с большой буквы?

 

Д. Это название страны. Это собственное имя.

 

У. На странице 26 нам приготовлено место, куда мы можем сами записать это слово.

 

Кто хочет вслух для всех прочитать первое предложение в верхней части страницы: "Я живу … "?

 

Дети читают предложение.

 

– Какое слово впишем? Проговорите его. А теперь запишите и, конечно, проверьте запись.

 

Дети выполняют задание.

 

– Каким словом закончить второе предложение, кто захочет, дома решит сам. На следующем уроке мы это обсудим. А сегодня нам предстоит знакомство. Помните, когда мы читали письмо авторов, то узнали, что вместе с нами будет учиться мальчик-иностранец.

 

Далее учитель может пойти двумя путями. Авторы учебника не дали об этом мальчике никаких сведений, а предложили все решить самим: в какой стране он живет, как его зовут, на каком языке говорит. Названия стран рядом перечислены, можно выбрать и поставить около нужного 3, а потом сообщить язык. Затем выбрать мальчику имя (их варианты приведены в методических рекомендациях на с. 79–80).

Понятно, что такой путь требует дополнительного времени, поэтому учитель вправе поступить иначе. С учетом того, какой язык будут изучать дети и какой знает сам учитель (хоть в какой-то мере), определите все необходимые сведения и назовите их классу. Тогда работа будет продолжена следующим образом.

 

У. Он живет в Англии (в Америке, в Германии). Найдите рядом в голубой рамке название этой страны и поставьте перед ним "галочку".

 

Дети выполняют задание.

 

– Его зовут Том (Пит, Ник, Микки, Чарли…). Чтобы не забыть, давайте впишем это имя на вторую из приготовленных для нас строк. С какой буквы будете писать? Почему?

 

Ответы детей.

 

– Том говорит на английском языке.

 

Если время позволяет, ребята под диктовку учителя пишут название; если нет, то только слушают или читают запись, которую учитель делает на доске.

 

– Послушайте, я дочитаю, что еще сказано о Томе: "Этот язык для него родной. Но он хочет научиться еще и нашей ... речи". Какое слово не дописано?

 

Д. Русской.

 

Первоклассники или дописывают, или лишь договаривают это слово.

 

У. "Русский язык для… (Тома) иностранный".

 

Дети вписывают или только произносят имя.

 

– Чтобы мы лучше поняли значение слова "иностранный", авторы нам объясняют, как получилось это слово. Посмотрите подсказку: "Язык иной (другой) страны – иностранный".

Вы заметили, как интересно получается: для Тома русский язык иностранный, а для нас? Кто догадается, каким словом его назвать?

 

Д. Родной.

 

У. Давайте вернемся к названию той части учебника, с которой мы работали на уроке (с. 23), прочитаем и добавим пропущенное слово.

 

До этого момента записанная на доске тема "Разные языки: родной и иностранные" закрыта. Теперь, после того как ребята сами назовут нужное слово, она открывается. Затем, действуя по правилам списывания, первоклассники вставляют в заголовок пропущенное слово "родной".

 

IV. Домашнее задание

 

У. А о том, что значат слова "родной язык", с какими другими словами первое из них "живет" в одной семье, мы поговорим на следующем уроке. Но кто захочет, может дома вместе со взрослыми прочитать то, что написано на странице 24 в задании 36. Догадайтесь, какие слова там нужно добавить, и завтра скажете.

 

Приведенным вариантом построения урока мы хотели показать, что вдумчивое отношение к материалам учебника поможет вам найти то разумное решение, которое лучше всего подойдет именно для вашего класса. Не бойтесь иногда переставлять и даже выпускать отдельные вопросы и задания. Работайте творчески!

 

Успехов вам и вашим ученикам!

 

Марина СОЛОВЕЙЧИК

 

Приводимый материал может быть использован и при работе по другому учебнику, например, во 2-м классе. Для этого на одном из обобщающих уроков в конце четверти надо вынести на обсуждение три вопроса: "какой у нас язык?", "почему он называется русским?", "какие языки и почему называются иностранными?"

 

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

 

4-й класс (1–4)

 

Тема. "Мир волшебных звуков: поэзия" (С.Есенин. "С добрым утром!"; М.Волошин. "Сквозь сеть алмазную зазеленел восток..."; В.Маяковский. "Тучкины штучки").

 

Цели. Воспитание любви к поэзии. Совершенствование воссоздающего воображения. Формирование умения видеть проявление авторского начала в произведении. Работа над выразительностью чтения. Развитие внимания к художественным средствам языка. Расширение литературного кругозора.

 

Оборудование. Учебник "Любимые страницы" (авт. О.В. Кубасова), 4-й класс, часть 3. Книги стихов С.Есенина, М.Волошина и В.Маяковского.

 

ХОД УРОКА

 

I. Организационный момент

 

II. Знакомство с произведением

 

Учитель. Прочитайте вслух задание учебника на с. 82 в рамочке вверху.

 

Дети. "Медленно молча прочитай стихотворение Есенина и постарайся представить картины, которые нарисовал поэт".

 

У. Задание понятно? Выполняйте.

 

Дети молча знакомятся со стихотворением С.Есенина.

 

III. Работа с текстом

 

У. Прочитайте первое задание к стихотворению.

 

Д. "Что ты можешь сказать об этом поэтическом произведении?"

 

У. Перечитайте стихотворение и подготовьтесь к ответу на этот вопрос.

 

Учащиеся перечитывают текст и обдумывают свой ответ.

 

Д. Мне приятны картины природы, нарисованные поэтом. Особенно ярко я увидела дрожащие в воде, как живые, отражения золотых звезд.

 

– Мне больше всего запомнилась такая картина: сельский плетень, рядом заросли крапивы, которая покрыта блестящей росой, как перламутром, и качается от ветерка.

 

У. А что такое перламутр?

 

Д. Это что-то блестящее.

 

У. Да, перламутр действительно блестит и переливается разными цветами. Он находится внутри некоторых раковин. А кто знает, что такое плетень?

 

Д. Это плетенный из прутьев забор.

 

У. Правильно. Какие слова помогли вам увидеть картины природы в цвете?

 

Д. Золотые, румянит, зеленые, серебряные, перламутром.

 

У. Как много красок использовал поэт для рисования своих словесных картин! Какие слова использованы поэтом в переносном смысле?

 

Д. Звезды золотые, косы шелковые, росы серебряные.

 

У. Как поэту удалось сделать природу более живой и близкой для нас?

 

Д. Поэт использует прием олицетворения – пишет, как о живых существах: о звездах (задремали), о березках (улыбнулись сонные, растрепали косы), о крапиве (обрядилась, шепчет шаловливо).

 

У. Чем поражает выражение "зеркало затона"?

 

Д. Мне нравится это выражение, потому что оно помогает увидеть блестящую, все отражающую поверхность воды.

 

У. Да, выражение "зеркало затона" – это скрытое сравнение затона – речного залива – с зеркалом: затон, как зеркало.

 

Д. Почему это скрытое сравнение?

 

У. Здесь не сказано: "затон, как зеркало". Тогда бы это было обычное сравнение. А выражение "зеркало затона" – это тоже сравнение, но оно выражено не прямо. Так чем же похожи зеркало и затон?

 

Д. Затон похож на зеркало цветом, блеском, способностью отражать.

 

У. Брезжит свет – как сказать иначе?

 

Д. Свет едва виднеется.

 

У. Верно, брезжит – значит, чуть светится.

 

Теперь, разобравшись, молча перечитайте стихотворение, готовясь к его выразительному чтению. Старайтесь еще ярче, чем раньше, увидеть нарисованные поэтом картины утренней природы. Ведь известно, что чем ярче представляет образы чтец, тем лучше их воспринимают слушатели.

 

После подготовки двое-трое учащихся по очереди выразительно читают стихотворение целиком. Слушатели высказывают свои впечатления о том, в каком случае они увидели более яркие картины природы.

 

IV. Подготовка к восприятию произведения

 

У. Следующее стихотворение, которое вы услышите, написал поэт и художник Максимилиан Волошин. Он жил и работал примерно в те же годы, что и Сергей Есенин, – в начале XIX века. Волошин любил ходить пешком по странам Европы, ощущал себя, по его словам, "странником по мировым путям и перепутьям". Это нашло отражение в стихах и картинах, в том числе и в стихотворении, которое вы сейчас услышите. Постарайтесь увидеть ту фантастическую картину, которую ощутила душа поэта-живописца.

 

V. Знакомство с произведением

 

Стихотворение Волошина неторопливо, значительно читает учитель. Дети внимательно слушают.

 

VI. Работа с текстом

 

У. Что вы представляли, слушая первую строку стихотворения – "Сквозь сеть алмазную зазеленел восток..."?

 

Д. Я представила звездное небо, на востоке начинает светать – брезжит свет, осветляя небо, делая его зеленоватым.

 

У. Что названо поэтом алмазною сетью?

 

Д. Звездное небо.

 

У. Что Волошин воспринимает как алмазы?

 

Д. Алмазами названы звезды.

 

У. А что сказано о небе в стихотворении Есенина?

 

Д. "Румянит сетку небосклона" – он тоже видел звездное небо, как сеть со звездами-дырочками.

 

У. Отличается ли у поэтов Есенина и Волошина рассвет по цвету?

 

Д. Да. У Есенина он румяный, у Волошина – зеленоватый, необычный.

 

У. Перечитайте стихотворение Волошина, найдите в нем подтверждение тому, что его писал художник.

 

Учащиеся молча читают стихотворение Волошина.

 

У. Кто нашел в стихотворении указание на то, что его автор – настоящий художник в прямом смысле этого слова?

 

Д. В трех первых строках нарисована фантастическая картина рассвета. Лирический герой стихотворения хочет вобрать глазами все формы, все цвета, а цвет – это то, чем пользуется живописец.

 

У. В каких строках Волошин проявил себя странником, путешественником?

 

Д. "Лучатся тысячи тропинок и дорог"; "О, если б нам пройти чрез мир одной дорогой!"; "Пройти по всей земле горящими ступнями".

 

У. А чем еще отличается рассвет у Есенина и рассвет у Волошина? Может быть, по настроению?.. В каком стихотворении рассвет милый, ласковый, приветливый, а в каком он – грандиозный, фантастический, будоражащий?

 

Д. В стихотворении Есенина рассвет приветливый, милый, а в стихотворении Волошина рассвет фантастический, таинственный.

 

У. Какой человек – такие у него и стихи. А на земле живут очень разные люди. Поэтому одному придется по душе стихотворение Сергея Александровича Есенина, а другому будет ближе стихотворение Максимилиана Волошина.

 

VII. Подготовка к восприятию произведения

 

У. Следующее стихотворение, которое мы прочитаем, написал поэт, живший примерно в те же времена. Это Владимир Владимирович Маяковский. Какие его произведения вы знаете?

 

Д. "Что такое хорошо и что такое плохо", "Кем быть?".

 

У. Маяковский писал в основном для взрослых, поэтому вы и не можете назвать много его стихов. Маяковский – поэт-новатор, он не боялся экспериментировать в своих стихах и в жизни. Будучи пламенным патриотом, Маяковский многие свои стихи посвятил Родине. Они не о природе, а о кипучей жизни страны, о строительстве новой счастливой жизни. "Отечество славлю, которое есть, но трижды – которое будет!" – писал поэт. Стихотворение, с которым мы познакомимся, написано хотя и не о борьбе за светлое будущее человечества, однако определенным образом характеризует своего автора.

 

Дети читают стихотворение В.Маяковского "Тучкины штучки". Обсуждают его и высказывают свои мнения.

 

VIII. Знакомство с творчеством и жизнью поэта

 

Д. Жаль, что вы нам ничего не рассказали о Есенине. Он пишет такие хорошие стихи. Они нежные и красивые. Хочется узнать о том, какой он человек.

 

У. Ну что ж, я тоже люблю Есенина и рада рассказать вам о прекрасном поэте, прожившем лишь тридцать лет, но до сих пор оставляющем глубокий и чистый след в сердцах читателей. Сергей Есенин родился в крестьянской семье. Первые пять лет Сережа прожил без родителей, которые зарабатывали на жизнь в городе. Воспитывал его дед – человек предприимчивый и зажиточный, знаток церковных книг. Дедушка пел песни и рассказывал сказки, а бабушка баловала, чем могла, и водила по церквям – учила молиться Богу.

Вот как Есенин вспоминал свои детские годы: "Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку. Потом меня учили плавать. Один дядя (дядя Саша) брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду... После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавал по озерам за подстреленными утками. Очень хорошо лазил по деревьям. Среди мальчишек всегда был коноводом и драчуном и ходил всегда в царапинах".

В раннем детстве полюбил Сережа Есенин родную русскую природу – он чувствовал себя ее частью. Потому как-то особенно светлы, чисты, мелодичны его стихи о природе. А писать он начал рано – в девять лет.

Став юношей, Сергей отправился искать счастья в Москву. Работал в магазине, в типографии и упорно предлагал журналам свои стихи. Вначале редакторы от них дружно отказывались, потом все же напечатали несколько стихотворений. Первым опубликованным стихотворением Сергея Есенина была "Белая береза".

 

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром...

 

Но дела шли туго, и поэт решил: "Поеду в Петроград, пойду к Блоку. Он меня поймет..." Так оно и вышло. Да, к Блоку, стихи которого мы читали вчера, пришел юноша Есенин. И Блок, тогда уже знаменитый, помог начинающему поэту.

Стихи поэта стали появляться в журналах, а вскоре вышел первый сборник под названием "Радуница". Книга была доброжелательно принята читателями. Есенин стал популярным поэтом. "Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве", – говорил Есенин.

Сергей Александрович Есенин прожил короткую, но очень непростую жизнь. До сих пор остается загадочной история его гибели.

 

IX. Домашнее задание

 

У. Дома перечитайте стихотворение Владимира Маяковского "Тучкины штучки", выполните задания к нему и подготовьтесь к выразительному чтению всех трех стихотворений, о которых мы говорили сегодня.

 

Ольга КУБАСОВА

 

МАТЕМАТИКА

 

1-й класс (1–4)

 

Тема. "Состав однозначных чисел".

 

Цель. Усвоение состава чисел 4, 5, 6.

 

Оборудование. Учебник "Математика". 1-й класс; тетрадь с печатной основой № 1 для 1-го класса (авт. Н.Б. Истомина); комплект наглядных пособий по математике для 1-го класса (авт. Н.Б. Истомина, Г.В. Воителева).

 

ХОД УРОКА

 

I. Организационный момент

 

II. Повторение пройденного материала

 

Состав чисел 4 и 6 был рассмотрен на предыдущих уроках. На данном уроке рассматривается состав числа 5.

Урок начинается с самостоятельной работы в тетради с печатной основой № 1 для 1-го класса, задание № 70, с. 40. Дети читают задание вслух.

Учитель заранее заготавливает на доске такие же рисунки и записи, как в тетради с печатной основой, но не вызывает детей к доске, а предоставляет им возможность выполнить задание самостоятельно. И в это время ходит по классу и наблюдает за тем, как дети выполняют задание, оказывает некоторым помощь.

Дети справились с заданием, но одни выполнили запись 1 + 5 = 6, другие – 5 + 1 = 6. Аналогично со случаем 4 + 2 = 6 и 2 + 4 = 6.

Для обсуждения этих вариантов учитель записывает на доске различные равенства: 1 + 5 = 6, 5 + 1 = 6, 4 + 2 = 6, 2 + 4 = 6, 4 + 3 = 7, 1 + 3 = 5 – и предлагает детям обсудить их.

 

Учитель. Давайте проверим, все ли верно выполнили задание. Я выписала на доске разные варианты. Какие из них верные, а какие нет?

 

Дети активно включаются в обсуждение. Ответы различные: полные и не совсем полные, связные и отрывистые. Но все они свидетельствуют о том, что дети поняли задание и действовали осознанно.

 

Дети. 1 + 5 = 6 и 5 + 1 = 6. Подходят оба равенства.

 

– Надо, чтобы вместе было 6.

 

У. Значит, надо было записать оба равенства или одно из них?

 

Д. Можно одно. От перестановки слагаемых значение суммы не изменяется. Поэтому можно одно, все равно 6 получится.

 

– А 4 + 3 = 7 не подходит. Картинка с тремя кружками есть, а с четырьмя кружками нет.

 

У. Значит, равенство 4 + 3 = 7 неверное?

 

Д. Это правильно, что 4 + 3 = 7, но к рисунку не подходит.

 

– Правило, по которому соединяли картинки, – значение суммы равно 6.

 

Учитель хвалит детей за их зоркость, наблюдательность и умение обосновать свои действия и переходит к следующему заданию.

 

III. Знакомство с новым материалом

 

У. Давайте теперь обсудим такие записи.

 

На доске:

 

2 + 4 = 6

3 + 2 > 2 + 3

6 < 4

3 + 3 = 5

3 + 1 = 4

3 < 6

2 + 2 < 1 + 5

4 + 1 = 6

 

– Какие из них верные? Какие неверные? Если есть ошибки, то исправьте их.

 

Желающих отвечать много. Но учитель старается вызвать к доске тех, кто испытывает затруднения в комментировании и обосновании своих действий.

 

Д. Здесь ошибка (исправляет ошибку). 6 > 4.

 

У. Кто хочет дополнить ответ?

 

Д. Число 6 на луче правее числа 4, значит, 6 > 4.

 

– К четырем надо прибавить 2, тогда получим шесть, значит, 6 больше 4, а 4 меньше 6.

 

– Исправляем ошибку: 3 + 2 = 2 + 3 (ссылается на переместительное свойство сложения).

 

– Исправляем ошибку: 3 + 3 > 5. Это неверное равенство, потому что 3 + 3 = 6, значит, 3 + 3 больше, чем 5.

 

– А можно по-другому исправить ошибку, вместо 5 написать 6.

 

Вызванный ученик записывает на доске: 3 + 3 = 6.

 

– Исправляем ошибку в записи: 4 + 1 < 6.

 

Учитель может предложить сразу два способа: 4 + 1 < 6; 4 + 1 = 5. 

 

У. Теперь давайте выясним, как можно представить число 5 в виде суммы двух слагаемых.

 

Учитель помещает на фланелеграф рисунки пяти ваз. (См.: Истомина Н.Б., Воителева Г.В. Комплект наглядных пособий по математике для 1-го класса четырехлетней начальной школы.)

 

 

 

У. Рассмотрите внимательно вазы и подумайте, как можно расставить их на две полки по какому-то признаку.

 

Дети по очереди выходят к доске, расставляют вазы на две полки; остальные угадывают признак и в обычных тетрадях записывают сумму чисел, которая соответствует рисунку, и находят ее значение; затем объясняют, что обозначает каждое число в записанном равенстве.

Вызванный ученик расставляет вазы на полки по размеру.

 

У. Кто угадал признак, по которому вазы расставили на полки?

 

Д. Я думаю, по размеру. На одной полке большие вазы, а на другой – одна маленькая.

 

У. Запишите в тетради равенство, которое соответствует рисунку.

 

Дети самостоятельно записывают равенство 1 + 4 = 5. Некоторые записали 5 + 1 = 5. Учитель вызывает двух учеников к доске, и они записывают одно и другое равенства.

 

– Объясните, что обозначает каждое число в этих равенствах.

 

Д. Первое слагаемое обозначает 4 больших вазы, а второе слагаемое – одну маленькую вазу. Всего 5 ваз.

 

У. Хорошо. Значит, значение суммы – 5 обозначает количество ваз на двух полках. Кто придумал другой признак, по которому можно расставить вазы на две полки?

 

Д. Расставлять вазы на полки по цвету.

 

Проводится аналогичная работа. Дети записывают равенства 3 + 2 = 5, 2 + 3 = 5 и комментируют их.

 

У. Может быть, есть еще признак, по которому вазы можно расставить на две полки?

 

Д. Расставлять вазы на полки по форме.

 

– Получается: на одной полке 3 вазы, на другой – 2.

 

У. Какое равенство соответствует этому рисунку?

 

Д. 3 + 2 = 5 и 2 + 3 = 5.

 

У. Нужно ли записывать эти равенства в тетради?

 

Д. У нас уже записаны эти равенства.

 

Дети объясняют, что означают на рисунке числа 2, 3, 5.

Затем расставляем вазы на две полки, ориентируясь на орнамент (на одних вазах он есть, на других нет); затем – ориентируясь на ручки (у одной вазы они есть, а у четырех ваз ручек нет).

Учитель опять хвалит детей за наблюдательность, внимание, зоркость и просит их подумать, почему вазы расставляли на полки по разным признакам (их оказалось 5, а записали только четыре равенства: 4 + 1 = 5, 1 + 4 = 5, 2 + 3 = 5, 3 + 2 = 5)

 

Д. Потому что всего ваз 5.

 

У. Ну и что из этого следует?

 

Д. Потому что 5 – это 1 и 4 или 2 и 3. А по-другому ничего не получится.

 

– 5 – это сумма чисел 1 и 4 или 3 и 2.

 

У. Я думаю, что уже на уроке вы все усвоили, как можно записать число 5 в виде суммы двух слагаемых. Но, чтобы вы могли себя проверить, давайте положим в конверт еще 4 карточки (см. табличку в учебнике "Постарайся запомнить!").

 

У каждого ученика 4 листочка бумаги. На одной стороне листочков дети записывают выражения: 4 + 1, 1 + 4, 2 + 3, 3 + 2, а на другой стороне – значения этих выражений. С помощью этих карточек дети могут контролировать себя или друг друга.

 

IV. Работа с учебником

 

У. Теперь откроем учебник. Задание № 170.

 

Учитель читает задание, и дети самостоятельно выполняют его, отмечают карандашом равенства, которые соответствуют данному рисунку.

Учитель следит за тем, как дети выполняют задание. Отмечает, что все справились.

 

У. А теперь прокомментируйте, что обозначают на рисунке слагаемые и значение суммы в каждом равенстве.

 

Д. На левом рисунке число 4 обозначает 4 больших треугольника, а число 2 – маленькие синие треугольники.

 

У. Все ли согласны с таким ответом?

 

Д. Я думаю, что про цвет говорить не надо. Ведь здесь треугольники разбили на две группы по размеру. Поэтому 4 – это большие треугольники, а 2 – это маленькие треугольники.

 

Аналогично комментируется правый рисунок.

 

У. А правильно ли будет, если я скажу так: число 4 обозначает два больших красных треугольника, а число 2 – это синие треугольники?

 

Д. Здесь треугольники разбили по цвету, поэтому какой размер у красных треугольников, нам не важно.

 

У. А кто попробует изменить левый рисунок, чтобы он соответствовал равенству 3 + 2 = 5?

 

Учитель переносит рисунок на фланелеграф. Желающих выполнить задание опять много. Каждое предложение сразу же проверяется, и дети комментируют, что означает каждое число в равенстве 3 + 2 = 5.

 

Д. Я уберу большой синий треугольник.

 

– А можно убрать большой красный треугольник. Все равно получу 3 больших треугольника и 2 маленьких.

 

У. Продолжаем работу с учебником. Задание № 169.

 

Дети самостоятельно записывают равенства в тетради.

 

V. Самостоятельная работа

 

У. Откройте задание № 80 в тетради с печатной основой № 1. Начинайте выполнять задание с нижней строки. Вставьте числа в "окошки", если две клеточки внизу – это первое и второе слагаемые, а клеточка наверху – это значение суммы.

 

Дети самостоятельно выполняют задание и сдают тетради учителю.

 

Ольга ГАВРИЛОВА

учитель прогимназии № 1755,

г. Москва

 

Комментарий урока дает автор учебника проф. д. п. н. Н.Б. Истомина.

 

Урок построен в соответствии с концепцией курса, так как в процессе усвоения предметного содержания (в данном случае это представление чисел 4, 5, 6 в виде суммы двух слагаемых или состав чисел 4, 6, 5) дети активно используют приемы умственной деятельности – анализ и синтез, сравнение, обобщение. Основными способами усвоения состава однозначных чисел являются анализ предметных моделей и соотнесение их с математической записью, изображение равенств на числовом луче, классификация предметных совокупностей по различным признакам, преобразование предметных и символических моделей. Данные приемы создают условия для непроизвольного усвоения табличных случаев сложения. При построении урока учитель следовал основным принципам организации учебной деятельности младших школьников, в числе которых следует назвать:

 

– приоритет самостоятельной деятельности учащихся в усвоении предметного содержания;

– разноплановое рассмотрение одного объекта;

– использование различных моделей: предметных, вербальных, графических, символических и установление соответствия между ними;

– единство интеллектуальных и специальных умений;

– соблюдение единства между интуицией и знанием;

– создание каждому ребенку условий максимального эмоционального благополучия в процессе усвоения им знаний и умений, предусмотренных программой;

– приоритет обучающих заданий по сравнению с контролирующими.

 

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

 

1-й класс

 

Тема. "Общественные насекомые".

 

(В учебнике-тетради она дана под заголовком "Приглядись и удивись".)

 

Цели. Сформировать представление о жизни пчел и муравьев, показать значение этих насекомых для природы и человека; познакомить с правилами безопасного поведения при встрече с пчелами и осами; продолжить развитие умений сравнивать, обобщать, классифицировать животных, развивать наблюдательность, логическое мышление и воображение; воспитывать бережное отношение к живой природе, воспитывать чувство коллективизма.

 

Оборудование. С целью повторения ранее полученных знаний нужны: набор картинок с млекопитающими (свинья, коза, дельфин, лиса), птицами (щегол, утка, лебедь, пингвин), насекомыми (оса, пчела, муравей, бабочка) и таблички с надписями "Животные", "Млекопитающие", "Птицы", "Насекомые", "Дикие", "Домашние". Для изучения нового материала понадобятся: картинки с изображением улья и муравейника, табличка с надписью "Общественные насекомые". Желательно иметь и книги, которые можно предложить ученикам прочитать о жизни пчел и муравьев, например, "Как муравьишка домой спешил" В.Бианки, рассказы Э.Шима и др.

 

ХОД УРОКА

 

I. Организационный момент

 

Учитель. Сегодня на уроке вам понадобятся: учебник-тетрадь "Окружающий мир", простой и цветные карандаши и, конечно, ваша светлая голова с умными мыслями, ваше доброе сердце, острое зрение и слух, умелые руки и чувство локтя ваших товарищей-одноклассников.

 

Как всегда, я отмечу, какой ряд самый организованный. Кто быстрее и тише подготовится к уроку.

 

II. Этап актуализации имеющихся знаний и мотивации получения новых. Методический прием и постановка проблемы

 

У. Я сегодня подготовила к уроку картинки животных, таблички с надписями и все поместила в определенном порядке на доске. Но какой-то озорник все мои картинки и таблички с названиями перепутал. Но, я думаю, вы мне поможете все восстановить, ведь вы уже многое узнали на уроках окружающего мира. Я надеюсь, что все ребята будут участвовать в этом и работать будем вместе. Ученики каждого ряда по очереди будут помогать мне и получать поощрительные знаки, например, знак "+", который я буду ставить на доске. В конце урока мы подсчитаем, сколько значков получит каждый ряд.

 

Учитель открывает доску, на которой вверху и посередине прикреплена табличка с надписью "Животные", а на боковой части в беспорядке картинки с животными и таблички с надписями (кроме таблички "Общественные").

 

– На доске осталась на своем месте только одна табличка. Прочитайте, что на ней написано. Как вы думаете, почему осталась только эта табличка?

 

Дети. Она высоко висит, и озорник не смог ее достать.

– Она самая главная.

– Потому что мы изучаем животных.

 

У. Готовы мне помочь все расставить по местам?

 

Далее учитель поясняет, каким образом ученики будут ему помогать: к доске поочередно выходят дети одной парты с каждого ряда и выбирают вместе какую-нибудь табличку, при этом один ученик предлагает или сам располагает ее в определенном месте, а другой аргументирует их выбор.

 

– Какое царство живой природы мы изучаем?

 

Д. Царство животных.

 

У. Какие группы животных мы уже изучили?

 

Дети, возможно, предложат вывесить таблички с надписями "Млекопитающие", "Птицы", "Насекомые", а возможно, "Дикие" и "Домашние".

 

– Найдите картинки, на которых изображены млекопитающие (птицы, насекомые), и докажите свой выбор. Можно просить помощь своего ряда, если затрудняетесь в ответе.

 

К доске выходят следующие пары учеников: один берет картинку, а другой доказывает, по каким признакам они причислили это животное к млекопитающим (птицам, насекомым). Среди признаков ученики называют строение тела, покрытие кожи, способ вскармливания детенышей и др. В число животных включены особые случаи: дельфин в группе млекопитающих (у него нет шерсти, нет четырех ног, он живет в морской воде, но вскармливает дельфинят молоком и дышит легкими, как все млекопитающие); пингвин в группе птиц (пингвин не умеет летать, но хорошо ныряет, имеет толстый слой подкожного жира, живет в ледяной Антарктиде, но он птица, так как имеет оперение). Пусть ученики докажут, что главный признак всех млекопитающих – вскармливание потомства молоком, а у птиц – оперение.

 

К следующему этапу повторения знаний доска выглядит следующим образом:

 

Учитель, пользуясь схемой, обобщает знания учеников.

 

– Вы правы, мы с вами изучаем животных и уже познакомились с тремя группами животных: млекопитающими, птицами и насекомыми. Вы правильно назвали их существенные признаки: все млекопитающие вскармливают свое потомство молоком, у большинства млекопитающих кожа защищена шерстью; все птицы имеют оперение, у всех насекомых шесть ножек.

 

Каждый ряд может подсчитать, сколько "+" вы получили, и запишем ваши успехи на доске.

 

Записывается количество "+", а сами знаки стираются.

 

– Общие признаки различных групп животных мы с вами повторили. Есть ли у животных одной группы отличительные признаки? Выбирайте по два представителя животных из одной группы и сравнивайте их, чем они отличаются друг от друга.

 

Последовательно ученики с каждого ряда выбирают пары животных и проводят сравнительный анализ. Такими парами могут быть: лиса и корова, дельфин и свинья, утка и щегол, пингвин и лебедь, бабочка и муравей, оса и пчела. Возможны и другие пары. Сравнивая животных, ученики отмечают различия в способе передвижения, покрытии кожи, строении тела, питании, в том, какие жилища строят и где живут.

 

– У нас с вами остались еще две таблички. Как вы думаете, куда их можно поместить?

 

Ученики подсказывают, что они еще узнали две группы животных: дикие и домашние. Предлагают оставить табличку "Животные", а под ней разместить таблички "Дикие" и "Домашние". Новая схема появляется на другой половине доски. Ученикам предлагается переместить картинки с животными в новую схему. Новая схема выглядит следующим образом:

 

Учитель обобщает знания учеников.

 

У. Вы правильно распределили животных на "диких" и "домашних". Мы видим, что среди диких и домашних животных есть и млекопитающие, и птицы, и насекомые. Подсчитайте, сколько "+" заработал каждый ряд, выполняя это задание. Сложите полученные в двух заданиях поощрения, запишите общую сумму.

 

Дети подсчитывают результаты.

 

III. Знакомство с новым материалом

 

У. Сегодня мы продолжим знакомство с насекомыми. Чтобы узнать, о каких насекомых пойдет речь на уроке, надо отгадать загадки.

 

Домовитая хозяйка 

Полетает над лужайкой, 

Похлопочет над цветком – 

Он поделится медком.

 

Д. Пчела.

 

У. Дом в лесу многоэтажный,

На тропе – жилец отважный

Тащит ветку на спине,

Самого не видно мне.

 

Д. Муравей.

 

На доске появляются изображения пчелы и муравья.

 

У. Предложите название темы нашего урока.

 

Д. "Пчелы и муравьи".

 

У. Молодцы. Что вы уже знаете об этих животных? Назовите их сходства и различия.

 

Д. Это насекомые.

– Это полезные насекомые.

– Пчелы дают нам мед.

– Муравьи полезны для леса.

– У пчел есть крылья, а у муравьев нет.

– Муравьи ползают, а пчелы летают.

– Муравьи поедают гусениц, а пчелы нет.

– Укус пчел очень опасен, а у муравьев нет.

 

У. Знакомство с жизнью муравьев и пчел не случайно. Именно этих насекомых чаще других вы наблюдали, но об их удивительной жизни не все знаете. Удивиться мудрости этих насекомых, проникнуться уважением к нашим маленьким помощникам, научиться беречь этих полезных насекомых – вот главные задачи этого урока.

Сегодня мы узнаем, чем эти насекомые отличаются от других насекомых, от бабочек, от кузнечиков, от стрекоз.

Сначала познакомимся с жизнью пчел. Откройте учебник на с. 31. Прочтите заголовок. Предположите, почему автор так озаглавил тему.

 

 

 

Д. Наверное, автор хотел нас чем-то удивить.

– Возможно, мы узнаем что-то удивительное о пчелах и муравьях.

– Автор хочет, чтобы мы внимательнее наблюдали за этими насекомыми и подмечали что-нибудь удивительное.

 

У. Узнавать о жизни замечательного насекомого – пчелы – начнем с отгадывания загадки к заданию 1.

 

Ученики отгадывают загадку и записывают слова "улей" и "пчелы".

 

– Домик каких пчел изобразил художник?

 

Д. Художник изобразил домик домашних пчел.

 

На доске под картинкой с изображением пчелы появляется картинка с изображением улья.

 

У. Как вы догадались об этом?

 

Д. Этот улей построил человек.

 

У. Где живут дикие пчелы?

 

Д. В дуплах старых деревьев.

 

У. Рассмотрите рисунки в книге. Какие пчелы на них изображены? Чем они различаются? Что вы знаете о них?

 

Ответы детей.

 

– Пчелы живут семьей. Семья состоит из многих тысяч пчел, растет и развивается так, что все в ней существует для каждого – и каждое в отдельности существует для всех. Каждая пчелиная семья состоит из матки и рабочих пчел. Увидеть матку среди рабочих пчел непросто: рабочих пчел – десятки тысяч, а матка всего одна. Зато опознать ее можно с первого взгляда: она в полтора, а то и в два раза крупнее рабочей пчелы. Матка после своего "свадебного" путешествия откладывает яйца. За день она может отложить до 2 тысяч яиц. В это время 8–10 рабочих пчел кормят ее, чистят. Матка живет дольше рабочих пчел – до 5 лет. 

Трутни – неуклюжие, толстые, круглоголовые – отличаются и от маток, и от рабочих пчел. Сильные крылья, быстро несущие в воздухе тупое тело трутня, производят в полете густой, басовитый звук. Трутень может показаться и деловитым, и грозным, но и то и другое впечатления обманчивы. Он вполне безобиден: жала у него нет, а челюсти его беспомощны. Трутень обычно проводит время в улье, на сотах, вылетая лишь в самые жаркие часы дня. Трутни питаются, беря мед из открытых ячеек или принимая корм от рабочих пчел. С приходом прохладных дней и увяданием

Автор: обзор подготовил менеджер магазина книг Герасимова Т.П.







Зарегистрирован на Портале Поставщиков
 
Все права защищены © ИП Конюхов О.В. 2006-2024
Копирование информации с сайта возможно только при согласовании с администрацией
Total: 0.01 Единый Call-Центр (495) 989-15-70
[email protected]
Схема проезда и график работы