График работы
Понедельник с 9.00 до 17.00
Вторник с 9.00 до 17.00
Среда с 9.00 до 17.00
Четверг с 9.00 до 17.00
Пятница с 9.00 до 16.00
Суббота выходной
Воскресенье выходной
О том, как введение ЕГЭ сказалось на системе подготовки учащихся, рассказывают учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №3 города Ногинска, руководитель районного методического объединения учителей русского языка и литературы города Ногинска Наталия Залетаева, заведующая кабинетом русского языка и литературы Орловского областного института усовершенствования учителей Маргарита Цыганкова и заместитель руководителя методического центра ЦАО города Москвы Татьяна Роговик. Какая форма проверки знаний по русскому языку наиболее эффективна? Маргарита Цыганкова. Наиболее эффективная форма проверки знаний по русскому языку – это ЕГЭ, который позволяет выявить степень сформированности компетенций учащихся на разных уровнях сложности. Однако я считаю не совсем логичным исключение из тестовой части ЕГЭ заданий по фонетическому и морфемному анализу слова. Ведь эти навыки формируются на протяжении всех лет обучения и являются базовыми. Татьяна Роговик. ЕГЭ позволяет эффективно выявить уровень языковой, лингвистической и коммуникативной компетенций. Однако с исчезновением устного экзамена по русскому языку умение выстраивать устное монологическое высказывание по заданному вопросу, соблюдая все нормы русского языка, умение вести диалог оказались вне итогового контроля. Изменились ли показатели успеваемости учеников после введения ЕГЭ? Н.З. Не изменились. Учащиеся как имели разные показатели, так их и имеют. Когда ученик на ЕГЭ получает оценку выше или ниже годовой, это говорит о необъективности ее выставления или необъективности проверки экзаменационной работы. М.Ц. В 2007 году показатели языковой подготовки выпускников были несколько ниже, но со следующего года фактически все учащиеся стали подтверждать свои годовые оценки, а многие, сдав ЕГЭ, улучшили свои показатели. В 2010 году средний балл ЕГЭ по русскому языку по Орловской области составил 61,2 балла (в 2009 году – 59,7, в 2008 году – 55,3, в 2007 году – 43,1 балла). Т.Р. Введение ЕГЭ способствовало тому, что повысилась мотивация учащихся к освоению курса русского языка. Статистика результатов ЕГЭ в нашем округе свидетельствует об увеличении количества выпускников, набравших 100 баллов по предмету, и стремлении к минимуму числа выпускников, не переступивших минимальный порог. Изменилась ли система подготовки учащихся с введением ЕГЭ? Не ущемляют ли тесты другие виды работы (сочинения, изложения, диктанты)? Н.З. Как это ни печально, но с введением ЕГЭ все уроки русского языка в старших классах стали подготовкой к этому испытанию, «натаскиванием» на ЕГЭ, чего быть не должно. М.Ц. Система подготовки учащихся стала более целенаправленной. Тестирование широко используется как форма текущего и тематического контроля, но это нисколько не ущемляет работу по формированию и совершенствованию предусмотренных программой речевых (коммуникативных) навыков учащихся. C исчезновением устного экзамена по русскому языку умение выстраивать устное монологическое высказывание по заданному вопросу, соблюдая все нормы русского языка, умение вести диалог оказались вне итогового контроля Т.Р. Если система подготовки учащихся и изменилась, то только в сторону оптимизации приемов и методов, широкого использования ИКТ на уроках. В соответствии с учебной программой формирование коммуникативной компетенции невозможно без обучения написанию сочинений и изложений. Практически все ребята стараются выполнить задание С1 (сочинение), так как это дает возможность набрать дополнительные баллы. Не влияет ли постоянная работа с тестами на способность ученика излагать свои мысли, грамотно писать? Н.З. Грамотный преподаватель не будет постоянно работать с тестами, а предложит учащимся и другие формы работы. М.Ц. Если виды работы сбалансированы, то не влияет. Т.Р. Существует предвзятое мнение о том, что в школе учителя постоянно работают с тестами. Тест – это только форма проверки знаний, а чтобы их проверить, сначала необходимо знания систематизировать, углубить. Каково отношение самих школьников к ЕГЭ? Какие формы работы учащиеся предпочитают? Н.З. На данный момент итоговая аттестация уже не вызывает паники, как было в первый год введения ЕГЭ. Мне кажется, это связано еще и с тем, что структура и задания экзамена апробированы учителями, многие из которых являются экспертами ЕГЭ, а поэтому могут помочь своим ученикам подготовиться и в практическом, и в психологическом плане. М.Ц. У большинства школьников отношение к ЕГЭ по русскому языку положительное. Введение новой формы итоговой аттестации повысило мотивацию учащихся – с тестовой частью работы им легче справиться. Т.Р. В настоящее время учащиеся уже воспринимают ЕГЭ как данность, а тестовые формы экзамена они и предпочитают больше всего. Что касается форм работы, то здесь нужно разнообразие: никому не понравится 45 минут выполнять упражнение по образцу. Какова вероятность удачной апелляции на ЕГЭ? Н.З. Удачная апелляция – редкость, и повысить свой результат можно максимум на 1-2 балла. Апелляционная комиссия получает строгую установку – не повышать баллы, и работа проверяется с особой тщательностью. Всегда можно найти негрубые грамматические, речевые или даже орфографические ошибки, которые эксперт не отмечает, поскольку получил другую установку – проверять работу в пользу ребенка. При апелляции могут повысить балл по одному критерию, но понизить по-другому. Поэтому почти все соглашаются с начальным результатом. М.Ц. В среднем от 10 до 25% апелляций бывает удовлетворено. В основном повышение балла происходит по критериям «Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения», «Точность и выразительность речи». Т.Р. Статистика показывает, что чаще всего подают апелляцию о несогласии с результатами ЕГЭ за часть С1. В большинстве случаев решение принимается в пользу выпускника. Должно ли что-то измениться в формате и содержании итоговой аттестации в связи с переходом на новый стандарт, согласно идеологии которого особую значимость приобретают метапредметные и личностные результаты обучения? Н.З. Скопировав ЕГЭ по западному образцу, мы увидели только форму, но не обратили внимания на сущность. Не все учащиеся могут выполнить три части ЕГЭ, разные по уровню сложности. Насколько мне известно, в европейских странах часть А выполняют дети, которые не собираются продолжать обучение, части А и В – те, кто идет в колледжи, а все три части – те, кто собирается в вузы. Составляют часть С сами вузы, а экзаменуемый выбирает то, что необходимо именно ему. Вот это и есть ЕГЭ в идеале. Но, наверно, у нас так организовать ЕГЭ сложно: много вузов, много желающих получить высшее образование, много путей получить его без усилий. А еще необходимо тесное сотрудничество школ и вузов, чего у нас тоже пока не наблюдается в широком формате. М.Ц. Предметные и метапредметные результаты обучения проверяются существующими в настоящее время формами итоговой аттестации. Не очень представляю, как могут быть замерены личностные результаты обучения. Т.Р. Метапредметные результаты освоения выпускниками курса русского языка – это владение всеми видами речевой деятельности. В соответствии с этим, конечно, должны быть внесены изменения и в формат, и в содержание государственной итоговой аттестации. Как вы считаете, должны ли современные УМК по русскому языку дополняться тренажерами, другими пособиями, готовящими к итоговой аттестации? Н.З. Дополнить УМК тренажерами – это не так важно, потому что на уроках не должна вестись целенаправленная подготовка к ЕГЭ. Таких тренажеров достаточно выпускается отдельными тиражами. М.Ц. Современные УМК вполне могут быть дополнены подборками тестовых заданий по различным разделам курса и текстов с заданиями, предусматривающими речеведческий и лингвистический анализ текста, а также написание на его основе творческих работ. Т.Р. В учебно-методические комплекты по русскому языку необходимо включать сборник наглядных таблиц по всем разделам русского языка. Такие таблицы помогут учителю и ученику систематизировать материал при подготовке к итоговой аттестации. Автор: Анна Белякова
Наталия Залетаева. Самой эффективной формы проверки знаний учащихся не существует. Одни дети, обладая логическим мышлением, прекрасно справляются с тестами, иногда даже не владея теорией. Другие, имея достаточный уровень теоретической подготовки, не могут выполнить тестовые задания, что, видимо, связано со страхом выбора правильного ответа. Кто-то, обладая хорошо развитой слуховой памятью, хорошо справляется с диктантами и изложениями. А для того чтобы написать сочинение, вообще необходим особый талант.
Все права защищены © ИП Конюхов О.В. 2006-2024 Копирование информации с сайта возможно только при согласовании с администрацией | Total: 0.01 |
Единый Call-Центр (495) 989-15-70 [email protected] Схема проезда и график работы |