Внимание! Обращаем ваше внимание, что при сумме заказа менее 800 рублей возможен только самовывоз.
Привет! Вход или Регистрация

Книжный интернет магазин Умник и К обзор Новый курс «Россия в мире»

08.02.2011

Один из острых вопросов в дискуссиях о проекте стандарта старшей школы – курс «Россия в мире».
О целях и содержании курса рассказывает участник группы разработчиков ФГОСа главный редактор издательства «Просвещение», доктор географических наук, член-корреспондент Российской академии образования Виктор Павлович Дронов.
Почему не традиционные курсы (история, обществознание), а не понятный для широкой общественности курс, с не вполне понятным названием?
Да, курс нетрадиционный, это его принципиальная особенность. Он и задумывался как нетрадиционный. Традиционно в отечественном образовании преобладает аналитический подход к построению образовательного процесса, то есть познание окружающего мира осуществляется путем его разбиения на отдельные отрасли знаний, на основе которых и формируются традиционные школьные предметы: история, география, физика, биология и так далее.

Это наиболее характерно для основной школы (5–9 классы) и дает свой эффект, позволяя формировать прочные систематические предметные знания. Но в начальной и старшей школе необходимы предметы синтетического характера. В начальной школе они нужны для того, чтобы постепенно перевести сознание школьника от привычного для него целостного восприятия мира к его аналитическому членению. В частности, в начальной школе есть синтетический курс «Окружающий мир». В старшей школе таких курсов нет, а они жизненно необходимы. Синтетические курсы помогают воспринимать мир как единое целое не на уровне априорного детского восприятия, а на основе фундаментальных предметных научных знаний. Нужно из предметных фрагментов собрать целостную мозаику нашего во многом противоречивого и быстроменяющегося мира. Без этого выпускать в жизнь современного молодого человека не просто опасно, но даже преступно. Он должен понимать существующие в этом мире взаимосвязи, понимать, что «все связано со всем». Альтернатива этому подходу — чеховский «злоумышленник» в современном обличье: ты за дело суди, а это что, тьфу — гайка.

Гражданин живет в целостном социуме, а не в обособленных исторической, экономической и прочих реальностях. Мне страшно за душевное здоровье человека, который бы постоянно декомпозировал свое окружение на отдельные составляющие. Но ведь фактически мы всей структурой школьного образования к этому и готовим! Об узком специалисте думаем и тревожимся, а о том, что он, прежде всего, человек и гражданин, забыли. А наши попытки напомнить обществу об этом воспринимаются как вражеская диверсия!

В области общественных знаний синтез особенно важен. Человек живет в обществе, а общество — это целостный организм, и представление о нем нельзя составить из простого набора обособленных предметных знаний. Синтетический курс должен сформировать целостный образ России в хронологически последовательные, но не связанные друг с другом напрямую переломные временные эпохи. Синтетический характер образа России достигается интеграцией разнонаправленных знаний. Ориентировочно в 10 классе содержание временного среза может состоять на 50% из исторического материала, вторая половина — экономика, социология, демография, география, позиционирование в мире, духовная и материальная культура, религия, общественная мысль, грамотность, образ жизни, быт и так далее. В 11 классе собственно историческое содержание сокращается до 25-30% общего объема. Информация по смежным дисциплинам увеличивается постепенно, по мере приближения к современному образу.

При подобной конструкции курса решаются три важнейшие задачи.
О первой я уже говорил — это синтез разрозненных предметных знаний.
Вторая задача курса более сложная и, на мой взгляд, более важная. Чтобы ее правильно понять, следует честно ответить на вопрос: для чего в школе изучаются в больших объемах предметы общественного цикла? В привычной для предметников парадигме мышления ответ очень прост: «это нужно знать, потому, что это нужно знать». Другой вариант ответа «для формирования общей культуры». На уточняющий вопрос, а «что такое, собственно, общая культура и где граница, отделяющая ее знаниевую основу от профильных знаний» вразумительного ответа обычно не следует. Причем, как только речь заходит о возможном сокращении предметных часов, в возмущенном хоре предметного лобби сразу проявляются здравые мотивировки о воспитательной роли того или иного курса. Золотые слова, но эту мысль нужно сформулировать четче и жестче. Задача этих курсов не просто воспитание, а формирование гражданских основ личности. Это курсы, формирующие гражданина России.

Таким образом, «Россия в мире» — завершающий школьный гражданоформирующий курс. Именно поэтому он обязателен для всех, а не является курсом по выбору. Он должен быть сформирован на основе широкого социально-экономического контекста данной исторической эпохи. Проще говоря, это не фиксация бесчисленной вереницы мало что говорящих дат и субъективно отобранных персоналий. Нужно попытаться дать картину внешних и внутренних вызовов, стоящих перед страной и путей их решения. Это сложно. Опыта создания такого курса у нас нет, но он необходим как воздух. Гражданин России должен понимать все сложности и особенности формирования российского общества в контексте мирового цивилизационного процесса, видеть исторические корни нерешенных доныне важнейших проблем.

В этом нет ничего необычного, это одна из главных задач школы в любой нормальной стране. В связи c этим хочу особо подчеркнуть исключительную важность понятия «национальные интересы». Для большинства развитых стран это важнейший конструкт их внутренней и внешней политики, мироощущения их граждан. «Плохо или хорошо это для моей страны, а, следовательно, для меня, моих близких?» Это здоровая логика любого здорового человека.

В понятии «национальные интересы» есть еще один важный для развития нашего общества акцент: обратите внимание — не государственные, а национальные, то есть важные не для какого-то абстрактного государства как надстроечной системы, представляющей в случае с Россией на протяжении всей ее истории интересы крайне ограниченного круга людей, а государства-нации, которое всем нам предстоит сформировать и, которое по крупицам, с большим трудом и гигантским внутренним противодействием, уже формируется.

Наконец, третье, этот курс не для зубрежки. Конечно, много придется учить. Без этого невозможен сам процесс образования. Но главная задача курса состоит не в том, чтобы вооружить школьника дополнительными теоретическими знаниями. Главное — научить его использовать широкий спектр разнообразной общественно значимой информации для критической оценки конкретных ситуаций прошлого и настоящего, действий различных персоналий российской истории. Проще говоря, нужно научить его думать, сопоставлять, делать выводы, необходимые для выбора и обоснованного принятия гражданских решений. Это важнейшая основа для формирования активной и осознанной гражданской позиции, без чего формирование полноценного гражданского общества попросту невозможно.

Автор: Виктор Дронов  

http://prosvpress.ru

 



Автор: обзор подготовил менеджер магазина книг Смирнов А.Т.







Зарегистрирован на Портале Поставщиков
 
Все права защищены © ИП Конюхов О.В. 2006-2024
Копирование информации с сайта возможно только при согласовании с администрацией
Total: 0.01 Единый Call-Центр (495) 989-15-70
[email protected]
Схема проезда и график работы