Внимание! Обращаем ваше внимание, что при сумме заказа менее 800 рублей возможен только самовывоз.
Привет! Вход или Регистрация

Книжный интернет магазин Умник и К обзор Чистое знание глазами работодателя

30.06.2011

У каждого выпускника, счастливого обладателя аттестата или диплома, основные экзамены, как ни странно, еще впереди. Экзамены под названием трудоустройство. О запросах рынка труда и о специфических моментах образовательных реформ с президентом группы компаний Headhunter Юрием Вировцом беседует корреспондент «Просвещения».

– По самым приблизительным оценкам результатов ЕГЭ этого года около трети выпускников у нас в институты не поступают и, значит, им нужно идти работать. В нашей стране есть рынок труда для вчерашних школьников? Их где-нибудь ждут, без высшего образования и без опыта работы?
– Ждут, конечно, даже много где ждут – если они действительно в самом деле хотят работать и зарабатывать деньги. Существует огромный рынок профессий в самых разных отраслях, которые не требуют высшего образования. Эти профессии требуют общей начальной квалификации, которая, как правило, получается на месте и за счет работодателя. Не секрет, что государственная система профобразования, можно считать, разрушена, и на ее месте возникает система частного профобразования, работодатели переобучают и повышают квалификацию своих сотрудников. Эта система существует, более того, она уже готова в большом количестве вбирать в себя кадры без опыта работы. Вопрос-то только в мотивации! Вернее, в ее отсутствии, в немотивированности вчерашних школьников. По словам работодателей, эти ребята ставят начальный порог зарплаты в 30 тысяч рублей, а работать и учиться работать толком не хотят.

– И все-таки, в каких отраслях возможно первичное трудоустройство?
– В целом по рынку труда «без опыта работы» – сфера обслуживания, от автосервиса до ритейла. Строительство. Производство, заводы и фабрики.

– «Та заводская проходная, что в люди вывела меня».
– Да не совсем, «завод» сегодня, скажем так, растяжимое понятие. Сегодня существует куча мелких производств, их нельзя назвать большими какими-то заводами… Вот цех на 20-60 человек по производству пластиковой тары, там с радостью возьмут рабочие руки и с радостью будут платить нормальные деньги.

– И как такой цех разыскать? Вот, допустим, я закончил школу, я не поступил, я в полной растерянности, куда мне обращаться?
– Согласен, есть проблема, нет сегодня такого централизованного места, куда можно прийти и все толково посмотреть…

…кроме районной службы занятости…
– Там ситуация хуже, в основном работодатели формально сливают туда все заведомо непроходные вакансии. Ничего дельного там не найдешь. Так что поначалу нужно спрашивать по друзьям-знакомым. Второй способ – внимательно изучать вакансии в интернете, искать не в кадровых агентствах, а напрямую, главное – искать. Третий способ – вузовские центры занятости, это оптимально, если на следующий год все-таки хочешь получить высшее образование. Кто ищет, тот всегда найдет, банально, но это так.

– В общем, спасение утопающих – дело рук самих утопающих.
– Так ведь выплыть-то несложно, было бы желание. В непрестижных регионах, в малых городах, конечно, проблема посерьезней, но ведь и вчерашние школьники – одна из самых мобильных групп населения.

– А также самых голодных и нереализованных. А если школьник решает сам без работодателя выплыть, делает себе сайт, например, и пытается зарабатывать? Тут можно бы поговорить и о школьниках, которые еще классе в 9-м? У нас ведь по закону можно стать индивидуальным предпринимателем с согласия родителей с 14 лет.
– Да, есть такой закон, но у нас и в 30 и в 40 возможностью работать на себя пользуется крайне мало народу, есть, конечно, такая прослойка, но она крайне мала. А уж сразу после школы или во время учебы… Некоторые, конечно, «на мороженое» себе зарабатывают, на прямой кошелек webmoney или Яндекс.деньги небольшим сайтиком, но и это единицы. И это точно не имеет никакого отношения к индивидуальному предпринимательству. Впрочем, сейчас огромный рынок развивается: онлайновые игры.

– А что они там могут?
– Как что? Зарабатывать деньги, конечно, это сейчас очень распространенное явление. Ты можешь начать с самого низкого уровня, подниматься всё выше, в игре выигрывать оружие, доспехи, прочие атрибуты, копить всё это, подняться до определенного уровня, и, скажем, продать аккаунт человеку, который желает войти в игру на этом высоком уровне. Сейчас такая подработка среди подростков широко распространена.

– Подработка? Ведь это же не является ни производством, ни работой.
– А что такого? А что такое работа?

– Тогда это я вас сейчас спрошу, как президента рекрутерской компании: что же такое работа?
– Работа – это то, что приносит тебе удовлетворение и деньги.

– Но если мы посмотрим с глобальной точки зрения, каким образом «прокачка» игрового персонажа школьником прибавляет, не побоюсь этого слова, ВВП России?
– Э-э, ну почему же, я вот не уверен, что не прибавляет. Вот, скажем, стоит охранник у входа в торговый центр, получает зарплату, он каким образом увеличивает российский ВВП? На самом деле увеличивает, потому что ВВП – это абсолютная совокупность производства товаров и услуг, это всё, за что платят деньги.

– А, понятно, школьник заработал на игре денег, купил мороженое, эти деньги вошли в экономику. Интересное мнение.
– Понимаете, по сравнению со многими весьма вредными и абсолютно бессмысленными видами деятельности, которыми заняты люди – те же охранники, или торговцы автомобилями, или те, кто добывает нефть, кто зарабатывает вырубкой лесов, все те, кто наносит прямой вред планете Земля… По сравнению со всеми этими деятелями прокачка персонажа в онлайновой игре – это очень полезное, продуктивное, безобидное занятие (смеется).

Если серьезно, для молодого человека сегодня есть масса легальных способов заработать. Сейчас начинается вторая волна стартапов, интернет-стартапов в области мобильных приложений, социальных сетевых решений и так называемой «дополненной реальности». Кому, как не вчерашним школьникам в это всё погружаться. Я считаю, что проблемы трудоустройства для не поступивших в институты вчерашних школьников не существует. А вот отсутствие желания трудоустраиваться – совсем другая история, сами понимаете.

– Так а что же делать, как их замотивировать-то?
– Как-как, лишить довольствия, а как их иначе заставишь.

– То есть это задача исключительно родителей получается.
– Само собой, родители же сами провоцируют такой инфантилизм! Они же готовы до седых волос «ребенка» содержать, ему уже тридцать, а он: «Мама, мама, дай денег». В целом установка и родителей, и общества почему-то что вот, они такие бедные, такие несчастные, надо им помогать. Нет, помогать социализироваться нужно разве что детям с ограничениями по здоровью, сиротам, тем, у кого объективно есть проблемы.

– В случае детей с ограничениями по здоровью сейчас образовательное сообщество активно развивает дистанционное обучение. Обсуждаются и перспективы использования дистанционных технологий в обычной школе. Каковы плюсы и минусы такого обучения, с точки зрения вас как специалиста по Интернет-технологиям?
– Дистанционное обучение сегодня – общемировой тренд в образовательных технологиях, оно имеет как очень большие преимущества, так и очень большие минусы. Очень большой плюс заключается в том, что ты можешь получать доступ к материалам самого высокого качества. Это лекционные материалы, продвинутые методики, качественно структурированная система обучения. Ты можешь получить урок у преподавателя высокого уровня, с организацией учебного процесса, наглядной демонстрацией, по проверенной качественной программе. Но в этом процессе ты лишен живого непосредственного контакта с этим преподавателем, и это огромный минус. Школа как общественный институт не только передает знания, но и создает личность. Именно эта функция принципиально недостижима в рамках дистанционного обучения. Думаю, должен быть продуманный баланс. Дистанционное образование вещь хорошая, но и полноценное общение с педагогом необходимо.

Я бы в рамках каждого предмета выделял области возможностей дистанционной работы. Понятно, что нельзя, скажем, математику давать только очно, а биологию, наоборот, вывести на удаленное изучение. Нет, выделяется определенное количество часов в каждом предмете. Это даже с точки зрения перемены методики полезно. Если помните, в советской школе была большая радость, когда на уроке вдруг приносили и показывали учебное кино. Получасовой фильм по биологии или по географии. Приносили кинопроектор, видеомагнитофонов еще не было. А сегодня такая наглядность замечательно реализуется с помощью интернет-технологий, еще и с элементами интерактивности. В общем, было бы неплохо процентов 20 учебного времени выделять на самостоятельное дистанционное изучение. Только, опять же, ребенок должен быть замотивирован учиться на очном занятии, в школе, иначе с трудом представляешь его решающим математические задачи за компьютером во внеучебное время.

– Как вы считаете, сегодняшние образовательные реформы идут в правильном направлении?
– В отличие от многочисленных критиков реформ я не считаю, что советское образование было идеалом образования, и не думаю, что оно образец для воспроизводства и подражания. Скажем, система поступления в вузы тогда была коррупционна сверху донизу, многие сейчас этого не хотят вспоминать, но если взять не Москву, а Азербайджан или Дагестан… Ситуация была гораздо хуже чем сейчас. Невозможно было поступить без взятки вообще.

Так что в целом я сторонник ЕГЭ, при этом необходимо понимать, что многие моменты этих экзаменов требуют ручной технической регулировки. Зато сама парадигма ЕГЭ дает нам объективное ранжирование уровней выпускников. В подавляющем большинстве случаев. Плохо то, что обучение в старших классах сводится к примитивному натаскиванию. Но этот момент тоже можно исправить тонкой настройкой процесса, ведущие вузы должны сохранять право на дополнительные вступительные экзамены.

Также движение в правильном направлении – выдача большей автономии школам, особенно в финансовом плане. Только нужно, чтобы директор школы на самом деле отвечал за то, что в школе происходит, брал на себя ответственность и за преподавательский состав, и за учебный процесс. Но директора школ пока, похоже, не готовы брать на себя менеджерскую функцию, становиться полноценными хозяевами, распоряжаться бюджетом, распоряжаться кадровой политикой.

Если школы все-таки получат реальную автономию, необходимо организовать переобучение, массовое повышение квалификации именно директоров школ, чтобы сделать из них гениальных менеджеров, реальных хозяев, они должны стать такой ключевой фигурой, определяющей качество и содержание работы школ. И что касается денежных вливаний в образование, есть риск, что все эти инъекции уйдут в песок, если не научить директоров работать с деньгами, они просто не смогут освоить предоставленные финансы.

Вообще в реформах образования есть глобальная общемировая проблема. Образование во всем мире становится всё более и более прикладным. Связка «школа-университет» как источник чистого знания сегодня умирает. Нет запросов на абстрактные (теологические, скажем) познания. Университет возник в Средние века как хранилище знаний. Эта традиция чистого знания была востребована на протяжении многих веков, и сейчас как идея она умирает. То есть сегодня университет рассматривается скорее как фабрика по производству знаний, что в корне отличается от идеи центра накопления знаний.

Всё это означает, что фундаментальная наука будет неминуемо трансформироваться. Мы видим это сегодня на примере, скажем, космической индустрии. Была чистая идея: надо покорить космос. Куча денег, куча ресурсов была брошена, слетали на Луну, оказалось на фиг никому не нужно. Космические программы благополучно закрываются.

Но с другой стороны, есть надежда, что идея развития чистого знания перейдет от государственных программ и госфинансирования в сторону международных корпораций.

– А зачем им это понадобится? Чистое знание не монетизируется.
– Классический пример: в Google сотрудникам разрешено 20% времени тратить на то, что вздумается, можно вести любые собственные исследования и разработки. Таким образом корпорации берут на себя роль генераторов знаний.

Сейчас роль государства в образовательных процессах во всех странах на самом деле потихонечку снижается, а роль большого бизнеса постепенно повышается. Именно он становится по сути генеральным заказчиком образовательных реформ. И обществу стоило бы воздействовать в большей мере уже сегодня не на госструктуры, а на крупнейшие корпорации. И когда они дойдут до уровня осознания себя не как производителей прибыли, а как общественных институтов, только тогда возможно возрождение непотребительского отношения к знаниям. Но пока тенденция обратная. Пока что общество требует исключительно прикладного знания.

Автор: Данила Строганов

http://prosvpress.ru/



Автор: обзор подготовил менеджер магазина книг Ботвинников А.Д







Зарегистрирован на Портале Поставщиков
 
Все права защищены © ИП Конюхов О.В. 2006-2024
Копирование информации с сайта возможно только при согласовании с администрацией
Total: 0.01 Единый Call-Центр (495) 989-15-70
[email protected]
Схема проезда и график работы