Внимание! Обращаем ваше внимание, что при сумме заказа менее 800 рублей возможен только самовывоз.
Привет! Вход или Регистрация

Книжный интернет магазин Умник и К обзор Учителя, спасите наши души!

06.10.2011

Лекцию академика РАО, заведующего кафедрой психологии личности Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, директора Федерального института развития образования Александра Асмолова записала Марина Жучкова.

Я вспоминаю слова одного из своих учителей, Александра Романовича Лурия — великого психолога, нейропсихолога, друга и соратника Выготского. На вопрос: «Чем определяется величие учёного?» — он отвечал: «Величие учёного определяется тем, насколько он задержал развитие своей науки».

В мире образования эта парадоксальная фраза относится к гению, который был уникальным духовным лидером, – я имею в виду Яна Амоса Коменского. Этот епископ из моравского братства, бывший еретиком во времена бушующих войн гугенотов с католиками, пришёл для того, чтобы создать уникальную социальную фабрику – фабрику передачи знаний. В её рамках мы живём до сих пор.

Неотъемлемой частью этой фабрики, а лучше сказать системы религиозной дидактики Яна Амоса Коменского, является урок, и нам иногда кажется, что последний как единица передачи и накопления знаний останется в образовании всегда, как, скажем, цвет волос или глаз человека.

Когда вы входите в класс, что вы испытываете? Волнение, ощущение неизвестности, надежду, радость – вот неполный спектр эмоций.

Я уже 40 лет вхожу в аудиторию к студентам факультета психологии МГУ и каждый раз волнуюсь. В глазах студентов невольно читаешь вопрос – невербальный, неречевой. Он звучит по-разному: «Кто ты такой? Почему ты пришёл учить нас? Откуда у тебя это право?»

Очень давно я попробовал провести простой эксперимент. Я спрашивал у людей на улице Горького: «Какая сегодня в Бразилии погода?» Как вы думаете, какая была реакция? Удивление — это мягко сказано. А теперь представьте, что вы – великий человек по имени Первоклашка. Этот человек приходит в школу, никого и ни о чём не спрашивает, усаживается за парту. Затем появляетесь вы и спрашиваете его, какая сегодня в Бразилии погода. В чём сложность нашего образования, заданного Яном Амосом Коменским? Его диагноз дал не психолог, не педагог, а гениальный писатель Самуил Яковлевич Маршак:

Он взрослых изводил вопросом «Почему?»,
Его прозвали «маленький философ».
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не досаждал вопросом «Почему?»

Вдумайтесь в эти точные диагностичные строки, касающиеся самой технологии обучения. Вы никого и ни о чём не спрашиваете — вам предлагают знания. Социальная технология «ответы без вопросов» — одна из характерных технологий передачи знаний, которая была заложена Яном Амосом Коменским.

Что такое урок с точки зрения этой технологии? Почему мы каждый раз испытываем волнение при общении? Урок — это форма монологического общения, когда учитель ведёт монолог от своего лица. Такая форма названа культурологами инструктированием.

Более того, урок, каким мы его привыкли воспринимать, — это не просто монолог, это авторитарный монолог. Это авторитарная форма передачи знаний. Но вместе с тем мы должны всегда помнить, что реальная наука начинается там, где кончаются ссылки на авторитеты, где идёт поиск, проектирование и где возможен не монолог, а диалог. У нас очень трудно, и не только в школе или вузе, выпрыгнуть из пространства монолога. К примеру, наши телепередачи. Присутствующим предлагают принять участие в работе круглых столов. Садятся пять — семь «говорящих голов», и каждый начинает свой монолог. При этом уникальное глухариное восприятие, то есть люди не слышат друг друга. В итоге получается, что наши круглые столы – трансляция монологического, авторитарного общения.

Итак, мы имеем три характеристики современного урока: дискретная форма знаний (ответы без вопросов), монологические формы общения и авторитарные формы общения. Эти три формы трансляции знаний от поколения к поколению сыграли свою роль в истории культуры.

Первая форма трансляции называлась «традиция». Мы имеем по отношению к традиции ощущение, что мир неизменен, стационарен, стабилен и вечен. В настоящее время этот способ передачи знаний мы находим в традиционных культурах некоторых регионов Австралии, Южной Америки и Африки, находящихся на определённой стадии эволюционного развития. Никто не отменял традиции и в нашей культуре. Другое дело, что она не является главным способом передачи информации.

Две другие формы трансляции находятся в оппозиции друг к другу. Одна из них – система, которая вырастает на общих опытах платоников, ведёт, по сути дела, к исходному значению слова «школа» – досуг. Кто сегодня помнит, что школа – это досуговое общение? Как Аристотель, Платон, Сократ общались со своими учениками? Это было другое общение: сидел отец всех наук Аристотель, а рядом его нескромный ученик по имени Александр Македонский. Это был не урок. Они не ждали, когда прозвенит звонок, они говорили, и это было общение душ, была передача смыслов – трансляция понимания, а не трансляция знаний. И в страшном сне не мог привидится специалист-инспектор со своим главным вопросом: «Сколько детей в классе – 25 или 30?»

И вот Коменский создал систему уроков, фабрику среднего ученика, которая существует и ныне. Были попытки критики, борьбы с этой моделью, однако стандарт урока остался. Но что происходит сегодня? Пришло время перемены мира, и не потому, что появился новатор, который предложил всё сделать по-другому.

Нынешний век наиболее правильно назвать информационным, а до этого наш век ещё называли постиндустриальным, и это тоже правильно (ведь нельзя пытаться дать сложному феномену одномерную характеристику). Наш век и постиндустриальный, и информационный, но появилась ещё одна характеристика, которая ворвалась в наше сознание буквально полтора года назад.

Наш век назван сетевым столетием. А тем самым образование в сетевом столетии становится массовой системой коммуникации. Таких скоростных изменений, с которыми мы сейчас имеем дело, не было никогда. Сегодняшние дети – дети сетевого столетия, приобщающиеся к информационной социализации.

Понятие социализации нельзя понимать однобоко: родился – пошёл социализироваться. Социализация – это пространство, в котором ребёнок живет. Социализация — это приобщение к миру ценностей. И образование – это не инструмент, а уникальный, один из важнейших институтов социализации. Он находится в постоянных, сложных отношениях с другими институтами. В первую очередь с институтом семьи. Но наряду с последним образование находится в конкурентных, а иногда и синергичных отношениях с институтами религии, культуры. И во что превращается школа, когда образование вырывается из института семьи, института средств массовой коммуникации? В козла отпущения за все грехи других институтов.

В этой ситуации необходимо понять следующую простую вещь: школа находится не просто в поле партнёрства, но и в поле постоянной конкуренции. Сотрудничество и конкуренция идут параллельно с самого начала. Но сегодня школа имеет дело с другим поколением — поколением информационных акселератов. Кто хочет понять весь трагизм ситуации необратимых изменений, тот должен чётко усвоить следующее: грядущее поколение действительно на грани разрыва времён. Шекспировские слова о том, что распалась связь времен, относятся и к нашим детям.

Каждый ребёнок проверяет родителей на толерантность, на право быть иным, непохожим. Ключевое слово здесь –толерантность. Это школа жизни с непохожими людьми: необходимо суметь принять другого. Существуют иные люди, и мир иной – разнообразный и неопределённый. Начиная с 90¬-х годов я упорно отстаиваю идею, иной школы, школы в мире неопределённости. Она должна учить детей решать задачи с неопределёнными – недостаточными или избыточными данными.

В эпоху информационной социализации наши дети – это реальные «смыслочерпалки»: они сначала вычерпывают смыслы, а потом уже черпают знания. Поэтому современной системе образования нужна смысловая и вариативная, развивающая и мотивирующая педагогика.

Надобности всё разрушать нет, но в мире информационной социализации нужны совершенно другие стандарты образования. Современный ребёнок знает и умеет, но его беда в том, что он не хочет. Отсюда вытекает ключевой вопрос образования – вопрос мотивации познания. Без системы мотивации к творчеству ничего не получится, а образование будет процессом коллективного изнасилования ребёнка.

Второе, на что необходимо обратить внимание. Какая компетентность нужна в нашем мобильном мире, начиная с дошкольного образования и до конца жизни? Это прежде всего компетентность к обновлению компетенций. Поэтому в стандарт, разработанный в контексте социокультурной модернизации и системно-деятельностного подхода, было введено понятие «универсальные учебные действия». Овладение ими будет требоваться и от дошкольника, и от учащегося вуза.

В нашем мире больших скоростей в техническом вузе студент получает знания бакалавра, которые устаревают ко времени получения звания магистра. Более того, никто не знает, что будет с рынком труда через пять-семь лет. Занятость сегодня неполная, и это ключевая характеристика. Сколько раз в жизни мы меняем профессию! И сегодня – это нормальная ситуация для мобильного образования в мобильном мире!

Что такое модернизация? Модернизация – появление совершенно новых способов производства, которых не было раньше. А новые способы производства приводят к тому, что одну и ту же вещь, благодаря инновационным характеристикам, могут сделать уже не сто человек, а только пятнадцать. И в результате мы имеем лишних людей. Инновационная экономика связана с тем, что появляются уникальные подходы, которые называются креативными. Сегодня спрос на людей, которые решают творческие задачи – задачи с неопределённостью, изменчивостью, как никогда велик. Поэтому, подводя итог всему сказанному, хочется определить основные задачи современного образования.

Без мотивации ничего не бывает. Мы сталкиваемся с подтверждением этой доктрины на разных этапах образования. В реальной жизни мы решаем задачи с неопределённостью, с мнимыми и вероятностными данными, по сути дела, каждая задача – это проблемная ситуация. А проблема – это знание о незнании. Поэтому необходимо, чтобы через стандарты, начиная с дошкольного отделения и заканчивая 11 классом, прошёл мощный системный процесс, втягивающий ученика в разработку универсальных действий.

Мы предлагаем нестандартные стандарты образования. Стандарты нестандартные и поэтому инновационные. Они и мотивирующие. Кроме того, мы предлагаем стандарты, которые помогут ученику прорваться сквозь стереотипы и мифы, делающие наше мышление косным, ригидным, устойчивым. А ригидное мышление – плохой советчик в меняющемся, нестандартном мире.

В этой ситуации необходимо чётко понимать: ключ школы к инновациям – это избыточность знаний. Школа даёт избыточные знания и универсальные действия. Школа даёт смысловые знания.

Задача образования, начиная с дошкольного отделения и начальной школы , – не дробить мир, а давать целостную картину мира. Это должно стать навигатором движения в изменяющемся информационном мире. Это наша миссия.

Образование задаёт идеологию страны, и поэтому образование всегда впереди. Сегодня идеологи – это учителя школ, вузов. И когда учителей называли гуру, и когда к Христу апостолы обращались как к Учителю, за этим была святая правда. Когда-нибудь к педагогам станут относиться не как к представителям непроизводственной сферы, а как к представителям самой тяжёлой, но самой прекрасной работы.

Ценю учителя не за потоки слов,
Не за уменье говорить, а слушать.
Учитель!
Выше нет в стране постов.
Учителя!
Спасите наши души.

Автор: Александр Асмолов

http://prosvpress.ru



Автор: обзор подготовил менеджер магазина книг Ботвинников А.Д







Зарегистрирован на Портале Поставщиков
 
Все права защищены © ИП Конюхов О.В. 2006-2024
Копирование информации с сайта возможно только при согласовании с администрацией
Total: 0.01 Единый Call-Центр (495) 989-15-70
[email protected]
Схема проезда и график работы