График работы
Понедельник с 9.00 до 17.00
Вторник с 9.00 до 17.00
Среда с 9.00 до 17.00
Четверг с 9.00 до 17.00
Пятница с 9.00 до 16.00
Суббота выходной
Воскресенье выходной
С введением новых государственных стандартов многое меняется не только и даже не столько для учеников, сколько для преподавателей. Как преподавать в новых условиях? С таким вопросом мы обратились к кандидату педагогических наук, доценту, победителю Национального проекта «Образование» 2006, 2010 годов, победителю регионального конкурса «Учитель года России – 2010», обладателю специального приза Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2010» учителю географии МОУ СОШ №78 города Воронежа Юрию Чурляеву. – Юрий Алексеевич, что меняется в преподавании географии с введением новых образовательных стандартов? В стандарте второго поколения меняется подход к изучению предметов. Главной целью образования названо развитие личности учащихся, выдвинуто требование учета их интересов и возможностей. Научное содержание географии рассматривается как база личностного развития. Учителю необходимо осознать, что знания о мире вторичны для человека и не имеют абсолютного значения. Но, в то же время, полученные в ходе изучения предмета «География» знания и умения необходимы ученику для применения их в практической деятельности и повседневной жизни. Географические знания имеют прикладной характер и должны использоваться в различных сферах человеческой деятельности. В системе основного общего образования география — единственный школьный предмет, содержание которого составляет как естественное, так и гуманитарно-общественное научное знание. Это позволяет реализовать заложенную в образовательных стандартах метапредметную направленность в обучении географии. При этом, хотя направленность географического образования меняется, требования к знаниям и умениям остаются прежними. И эти знания и умения проверяются Единым государственным экзаменом. – Достаточно ли уделяется времени географии в современной школе? Некоторые темы из географии были перемещены в предмет «Обществознание», например, «Политическая карта», или вообще упразднены, например, страноведческий курс в 10 – 11 классах. Получается, что география нужна только самим географам. Как у Фонвизина — «не дворянская наука… куда изволишь, туда извозчик свезет». А ведь незнание этого предмета приводит к экологическим проблемам и катастрофам. К тому же на данный момент география — это единственный предмет, который воспитывает любовь к Родине. История воспитывает патриотизм, а география — любовь к Родине, причем в большей степени к малой родине. Обидно становится за наш интересный предмет, который расширяет кругозор и развивает учащихся, а часы на него, почему-то постоянно сокращаются. Учащиеся просто физически не успевают усвоить материал, который заложен в новых стандартах. – Каких изменений вы ждете в программах и учебных пособиях по географии? – Какими должны быть современные программы повышения квалификации учителей? – Как повысить мотивированность детей к изучению географии? – Расскажите о проектной работе Ваших учеников… – Какая форма проверки знаний приемлема для вашего предмета? На мой взгляд, если ученик не хочет или не может по ряду причин поступать в вуз, ему должна быть предоставлена возможность сдачи экзамена в традиционной форме. В большей степени это касается выпускников 9 классов. – Поделитесь вашими «ноу-хау» преподавания предмета. Для проверки знаний по пройденному разделу или теме я подготавливаю интерактивные тесты, которые составляю, исходя из целей и задач урока. Тест размещаю на своем географическом портале, а на уроке в классе мы этот тест решаем в интерактивной форме, на интерактивной доске. Шрифт теста можно увеличить, чтобы было видно и на последней парте. Решая эти тесты, весь класс активно и с интересом работает на уроке. Р.S.
– Образование в наше время становится функцией быстро меняющейся жизни. Мы вступили в глобальный мир, приняли правила либерального общества, лозунг которого — «свобода и конкуренция». Учителя географии осознают, что на них лежит колоссальная ответственность за воспитание поколения, которое будет способно реализовать национальную идею, добиться успеха в меняющемся мире, обустроить свою страну.
– В широком круге образовательных дисциплин географии уделяется небольшое место в базовом учебном плане. Например, в шестом классе это всего один час в неделю, хотя было два. В седьмом — два часа в неделю, опять же меньше на один час; в восьмом и девятом классах — по два часа в неделю, в десятом и одиннадцатом — по одному часу в неделю, и то при условии, что класс общеобразовательный. А если класс имеет определенный профиль, география может вообще не изучаться. Считается, что физикам и лирикам изучать географию необходимости нет.
– Учебно-методические комплекты по географии должны соответствовать всем требованиям нового стандарта, помогать достигать целей, поставленных современным обществом перед школой. В связи с новыми подходами к результатам изучения предмета должны быть изменены и требования к проверке этих результатов. Усиление их ориентации на результаты образования является принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения. Деятельностная парадигма образования предполагает развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Соответственно должен измениться и УМК по географии.
– Все мы индивидуальны, и каждый учитель испытывает разные трудности в своей работе. Кому-то надо помочь составить тематическое планирование, а кому-то надо помочь разработать интерактивный урок. Некоторые учителя не владеют методикой конструирования и планирования урока, исходя из целей, другие не знают методов и приемов деятельностного подхода. Исходя из этого, надо выявлять затруднения учителей по определенным аспектам и формировать группы по интересам. Курсы повышения квалификации должны предлагать тематику на основе выявленных затруднений, а учители должен выбрать, что ему надо изучить.
– Нужна практическая направленность, дети должны осуществлять самостоятельную исследовательскую деятельность: экскурсии, походы, путешествия. Преподаватель должен использовать на уроке современные средства обучения, применять ИКТ. И, конечно, учитель должен быть яркой личностью — это повышает интерес к изучению любого предмета.
– Мы подготовили и представили на конференциях Географического общества учащихся при Воронежском государственном университете такие проекты как «Ландшафтный дизайн пришкольного участка», «Архитектура школьного двора», «Исследование травянистого покрова Среднего Прибитюжья», «Исследование поймы реки Усмань». Все эти проекты удостоены дипломов различного достоинства. Одним из значимых межпредметных проектов (информатика — география) стал созданный в 2008 году «Географический портал» http://mygeog.ru, — этот проект и сейчас продолжает свое развитие.
– Я считаю, что ЕГЭ объективно проверяет знания по географии, но к сдаче ЕГЭ нужна особая подготовка. Чтобы получить высокий балл, учащийся должен повторить под руководством учителя весь курс географии с 6 по 11 классы. Во время урока такую подготовку осуществить невозможно, ведь учитель должен реализовывать программу, работать в соответствии с тематическим планированием.
– В своей работе я уже третий год использую видеосюжеты, связанные с теми или иными событиями. Ведь география осуществляется здесь и сейчас. Это изменение границ между Россией и Норвегией (проведение демаркационной линии), землетрясение в Японии, война и смена власти в Ливии и так далее. Эти видеосюжеты я записываю на рекордер дома, обрабатываю их, сокращаю до нужного размера, вырезаю рекламу. К определенной теме урока стараюсь подготовить видеосюжет из цикла телепередач «Моя планета».
Интерактивные тесты по географии, составленные Юрием Чурляевым.
Все права защищены © ИП Конюхов О.В. 2006-2024 Копирование информации с сайта возможно только при согласовании с администрацией | Total: 0.01 |
Единый Call-Центр (495) 989-15-70 [email protected] Схема проезда и график работы |