График работы
Понедельник с 9.00 до 17.00
Вторник с 9.00 до 17.00
Среда с 9.00 до 17.00
Четверг с 9.00 до 17.00
Пятница с 9.00 до 16.00
Суббота выходной
Воскресенье выходной
«Сотрудничество с детьми нельзя объявить или ввести с новой четверти, его приходится годами добиваться. Мы долгие годы вырабатывали такую педагогику… Она родилась в общении с детьми, и главное, что нас объединяет, – перемена в отношениях с учениками. Именно отношения с учениками выходят сегодня на одно из первых мест».
Автор: Антон Зверев
http://prosvpress.ru
(Из манифеста «Педагогика сотрудничества», октябрь 1986 г.)
Четверть века назад, такой же ярко-желтой, свежей осенью, группа тогда еще советских педагогов – С.Н. Лысенкова, И.П. Волков, В.А. Караковский, Е.Н. Ильин, Ш.А. Амонашвили, Б. А. и Л. А. Никитины, М.П. Щетинин – собрались по приглашению «Учительской газеты» в подмосковном Переделкино.
Опубликованный 18 октября 1986 года отчет об их встрече – легендарный манифест «Педагогика сотрудничества» открыл новую страницу в жизни школы, стал началом перестройки в этой самой массовой и неподатливой на перемены социальной отрасли. В прессе и на ТВ-экране замелькали лица учителей, впервые вышедших к коллегам не с набором обтекаемых, прекраснодушных деклараций, а с пакетом эффективнейших методик, позволяющих учить без принуждения, легко и (что особо важно) без отбора. Всех учеников до единого.
«Мы десятилетиями не ставили детям плохих отметок, не делали замечаний». «Мы отвергаем деление детей по способностям, даже на уровне помощи или заданий». «На год, на два опережает программу В.Ф. Шаталов; за полгода, за год начинает изучать трудные темы С.Н. Лысенкова… Трудные головоломки, непосильные и взрослым, дает детям Б.П. Никитин», – пишут в своих тезисах учителя-новаторы. Кроме того, чуть ли не все они щедро предоставляют детям право выбора. Чего угодно: тем, набора задач, личных проектов и, конечно же, сотрудников – старших наставников, товарищей по интересам…
По мнению академика А. Асмолова, «Педагогика сотрудничества» как призыв к повороту от массовой школы производства «среднего ученика» к школе развития свободной личности была началом мировоззренческого переворота, «реформы социального образа жизни школы». Произошла децентрация, пишет ученый. На месте учителя, который все знает, все видит и делает первым свой ход, оказался не ребенок и не взрослый, нет. «Мы делаем уникальный шаг и говорим: «В центре – со-действие, в центре – развитие». И далее: «”Технологии” приходят и уходят. Но “технология” без ценности личности, без идеи свободного человека никому не нужна, потому что “технология” может работать на совершенно разные вещи».
Это был колоссальный прорыв, несмотря на упреки в ненаучности, на яростное сопротивление «самой широкой академической общественности» из бывшей АПН СССР. Но по-другому и не случается с идеями, прорастающими снизу, из школьного класса, а не покорно марширующими под диктовку сверху. «Сила «ПС» еще и в том, что она впервые развела гуманистическую педагогику будущего и вчерашнюю, безличностную педагогику «отвертки и винтика», – вспоминает один из лидеров школьной перестройки 1980-х годов.
Сегодня, в дни юбилея «великой педагогической революции» мы спросили у некоторых знаменитых учителей, участников той встречи: что изменилось в школе за истекшие десятилетия? Есть ли будущее у педагогики сотрудничества? Их ответы перед вами.
Михаил ЩЕТИНИН, академик РАО, директор авторской школы-интерната в поселке Текос (Краснодарский край):
– «Педагогика сотрудничества» впервые, вопреки официальной линии, была нацелена на нужды самого ребенка, а не социалистического государства – представляете, как это выглядело в годы монополии КПСС! Потому и актуальна, что изначально исходила из принципа: ребенок – самый точный индикатор качества образования. Он может все. Только не надо человека переделывать, достаточно позволить ему быть собой. Это особенно «аполитично» прозвучит сегодня в связи с наступлением ЕГЭ.
Дело в том, что единый экзамен, производимый под лозунгом «Нужное подчеркнуть!», начисто исключает всякое сотрудничество с детьми. Этот ЕГЭ являет собой жесточайший диктат, равного которому Россия никогда еще не испытала за свою громадную историю. «Запомни и воспроизведи» — вот и вся хитрость. Но тогда это цитатник, а не школа. В ней нет ни сердца, ни любви, ни совести, идет прицельное давление на логику и память. Но ведь «запомнить», «сохранить» и «воспроизвести» умеет и компьютер.
Нет, педагогика сотрудничества целиком повернута к ребенку: найти лицо человека, побудить создавать свое, а не чужое, ценности, которые никто пока еще не создавал, – вот в чем ее пафос и универсальное значение. Вот почему за этой, с виду такой скромной и непритязательной идеей – будущее нации. Она у нас всегда, кстати сказать, была «страной авось», вольным мустангом. И для нашего гражданского самосознания именно педагогика сотрудничества есть естественное его порождение и выражение.
Виктор ШАТАЛОВ, народный учитель СССР, преподаватель Донецкого института социального образования:
– Время не властно над доктриной, впервые провозгласившей и, что важнее, делом доказавшей возможность учить всех детей без отбора на способных и нет. «Не со знанием к детям, а, наоборот, вместе с детьми – к знаниям». Этот ставший крылатым девиз звучит сегодня так же убедительно и злободневно, как и в день публикации нашего отчета.
Дело в том, что уже в сам момент своего появления идея сотрудничества сама себя утвердила и обосновала на многие десятилетия вперед. Помню, какие мешки писем в поддержку авторов педагогического манифеста приходили в редакцию «Учительской газеты» из самых немыслимых, самых медвежьих уголков СССР. Вспомните встречи с новаторами в телестудии «Останкино». Вспомните бессильную ярость цэковских сановников во главе с товарищем Лигачевым (они, впрочем, таки умудрились в 1989 году сместить с поста руководителя «Учительской газеты» гениального политика и педагога Владимира Федоровича Матвеева).
Даже педагогические генералы из Академии педнаук СССР поспешили примкнуть к новому движению: дескать, нельзя раскалывать науку на новаторскую и староверскую, мы тоже всегда были за сотрудничество…
А что сегодня? Я могу назвать десятки городов, людей, которые продолжают дело, начатое В. Матвеевым и С. Соловейчиком. О популярности идеологии сотрудничества говорят тысячи слушателей, приходящих на мои лекции, в стране или за рубежом – китайцы, французы, американцы; более 40 мною написанных книг на ту же тему. Вот их названия: «Физика на всю жизнь», «Физика чести», «Геометрия в лицах»…
С обложки одного из этих настольных учебников по сотрудничеству на вас глядят восьмилетние дети, только что сдавшие экзамены за… курс девятилетней школы. А сколько дипломных, курсовых работ защищено на ту же тему! Но самое, пожалуй, дорогое – 63 кандидата и 12 докторов наук, учившихся по моим опорным схемам, пополнили аудитории российских техникумов, школ, вузов. Вот вам сегодняшняя молодая, действующая педагогика сотрудничества, которую не остановишь.
Все права защищены © ИП Конюхов О.В. 2006-2024 Копирование информации с сайта возможно только при согласовании с администрацией | Total: 0.01 |
Единый Call-Центр (495) 989-15-70 [email protected] Схема проезда и график работы |