График работы
Понедельник с 9.00 до 17.00
Вторник с 9.00 до 17.00
Среда с 9.00 до 17.00
Четверг с 9.00 до 17.00
Пятница с 9.00 до 16.00
Суббота выходной
Воскресенье выходной
О том, как успешно реализовать образовательные стандарты, развивая информационно-образовательную среду, рассказывает доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования, управляющий директор издательства «Просвещение» Александр КОНДАКОВ.
Разрабатывая новый федеральный государственный образовательный стандарт, мы исходили из понимания того, что стандарт — это не только совокупность требований к результатам освоения основной образовательной программы, ее структуре и условиям реализации, как это зафиксировано в законе «Об образовании». Это прежде всего система, состоящая из содержательных, методических, управленческих, организационных, финансово-экономических, кадровых, материально-технических и иных элементов, единство, взаимосвязь и взаимообусловленность которых и обеспечивает достижение системного результата — реализации требований ФГОС. По сути дела, мы говорим о создании информационно-образовательной среды (ИОС), обеспечивающей реализацию требований ФГОС и соответствующей определенной ступени образования.
Современная информационно-образовательная среда должна обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы, личностное развитие обучающихся, в том числе формирование системы социальных ценностей, ключевых компетенций, составляющих основы образования на протяжении всей жизни. ИОС должна гарантировать охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья детей, обеспечивать индивидуализацию процесса обучения при поддержке учителей и тьюторов, открытость по отношению к семье и обществу, обеспечивать сетевое взаимодействие образовательных учреждений, использование творческого и профессионального потенциала учителей.
Совсем недавно мы говорили о том, что учебник является главным организатором учебного процесса. Сегодня это далеко не так. Мы и наши дети живем в условиях информационного общества, быстро меняющихся технологий и знаний. И здесь информационно-образовательная среда призвана сыграть особую роль.
Как любая информационная среда, ИОС имеет свою методологию, идеологию, навигацию, свои особенности. Границы информационно-образовательной среды постоянно раздвигаются. Изначально мы говорили об учебнике, его шлейфе и дополнительных информационных и образовательных ресурсах на всех видах носителей. Сегодня мы убеждены, что должны рассматривать ИОС как комплекс информационно-образовательных ресурсов, методических и материально-технических средств, включающих систему непрерывной поддержки ученика и учителя, финансово-экономических и управленческих механизмов, позволяющих реализовать концептуальные подходы и требования ФГОС.
В связи с этим принципиально важным является введение Министерством образования и науки РФ понятия «система учебников». Этот шаг позволил выверить по вертикали и горизонтали совокупность требований к методическому аппарату, к содержательному наполнению учебно-методических комплектов (УМК) в их традиционном понимании. В нашем понимании традиционный УМК — это комплект, состоящий из учебника, рабочих тетрадей, электронных приложений, методических пособий. Например, «Основы религиозных культур и светской этики» — это учебно-методический комплект. Система же учебников — это совокупность учебников и всех учебно-методических пособий, которые обеспечивают реализацию требований стандарта на отдельной ступени обучения. Многое в этом направлении уже сделано, созданы две системы учебников для начальной школы: «Школа России» и «Перспектива».
Издательство «Просвещение» приняло решение о том, что системы учебников «Школа России» и «Перспектива» должны получить свое развитие и в основной школе, то есть в 5–9 классах. Самая тяжелая задача, с которой издательство справилось, — приведение учебно-методических комплектов для 5–9 классов в соответствие с требованиями стандарта, обеспечение их методического и дидактического единства в рамках методологии системно-деятельностного подхода. Главное, чего мы добиваемся и над чем будем работать и дальше, — преемственность начальной, основной и старшей ступеней школы в рамках заявленных систем учебников, составляющих основу современной образовательной среды.
Предлагая свои системы учебников, издательство говорит школе, что она может работать по системе учебников с 1 класса по 11 класс, то есть работать в единой парадигме методологического аппарата и методических подходов. Поскольку в соответствии с требованиями стандарта все УМК, входящие в систему, имеют электронную составляющую (электронное приложение, а в скором времени это будет и онлайн-поддержка), то одним из важнейших элементов содержательной, междисциплинарной и методологической интеграции становится именно электронная платформа, обеспечивающая единство и целостность ИОС.
Понимая, что «системы учебников» — это термин, касающийся только учебников и учебных пособий, мы пошли дальше. Нельзя рассматривать реализацию требований стандарта вне контекста всех элементов, обеспечивающих реализацию основной образовательной программы. Поэтому, планируя направления введения стандарта, нужно очень хорошо понимать, что современная информационно-образовательная среда включает в себя:
• основную образовательную программу школы, то есть документ, который определяет процесс исполнения школой требований федерального государственного образовательного стандарта;
• систему учебников (допустим, для основной школы — физика, химия, история, география, другие предметы), полный комплект средств обучения, которые соответствуют данной системе учебников и требованиям федеральных стандартов;
• информационное сопровождение образовательного процесса, в том числе онлайн-поддержку учеников и преподавателей;
• современные средства обучения.
В новые стандарты включены требования к условиям реализации образовательной программы, в том числе к материально-техническим условиям. Причем материально-технические средства должны обеспечивать потребности не только урочной, но и внеурочной деятельности. Как обеспечить полноценную работу школы по системам учебников «Школа России» и «Перспектива» с использованием нужного, современного оборудования — задача, которую сегодня решает издательство. Надеюсь, уже в следующем учебном году такое оборудование появится в школах многих регионов России.
Адекватная реализация стандартов невозможна без непрерывной информационной и методической поддержки учителя. К сожалению, система повышения квалификации и переподготовки учителей пока еще не вполне созрела для массовой подготовки учителя к переходу на новые стандарты. Я думаю, это федеральная задача: применив отработанную в ряде проектов по разработке и введению стандартов схему, обеспечить подготовку тьюторов на федеральном уровне с трансляцией их опыта на уровень субъектов Федерации, муниципалитетов, школ. Нужно решить очень сложную научную и методическую задачу подготовки специалиста регионального, муниципального, школьного уровня, который является руководителем команды, ответственной за переход школы на стандарт общего образования. Коллектив должен быть объединен идеей реализации ФГОС, формирования и развития личности обучающегося, где каждый учитель исключительно важен и уникален при решении общей задачи.
Для решения этой задачи необходимо обеспечить огромный комплекс методического сопровождения: методическую поддержку учителей по реализации программы формирования универсальных учебных действий, организации проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся, духовно-нравственному развитию и воспитанию, развитию критического мышления, поддержку работы в новой системе оценочной деятельности и так далее. «Просвещение» подготовило сегодня более 100 наименований учебно-методических пособий серий «Стандарты второго поколения» и «Работаем по новым стандартам», актуальных и востребованных.
Этот методический аппарат и является основным интегратором информационно-образовательной среды. Кроме того, речь здесь идет об онлайн- и офлайн-системах повышения квалификации и переподготовки, которые позволяют реализовать любой индивидуальный запрос педагога при решении разнообразных задач, стоящих перед ним и школой в целом при подготовке к введению новых стандартов. Поэтому издательство «Просвещение», разработчики стандарта уделяют большое внимание созданию модулей программ повышения квалификации и переподготовки, которые мы предлагаем институтам развития образования и институтам повышения квалификации и переподготовки в субъектах Федерации. Дистанционные курсы обучения по таким модулям действуют в интернет-университете повышения квалификации «Просвещение.ру». Думаю, в начале следующего года мы сможем предложить эти курсы массовой аудитории работников образования.
Еще один необходимый компонент ИОС — это система оценивания, которая должна отвечать требованиям стандарта и обеспечивать проверку эффективности реализации основной образовательной программы.
Я никогда не забуду, как в 1980 году, когда я пришел молодым учителем в школу, мы все начали работать над реализацией концепции оптимизации процесса обучения Николая Константиновича Бабанского, на тот момент вице-президента Академии педагогических наук СССР. Этот процесс мы иронично, но по-хорошему называли «бабанизацией». Тогда во всех классах висели стенды «Учись учиться». Николай Константинович на уровне тех технологических решений, той информационной среды опередил свое время, выделив формы и виды учебной деятельности в качестве интегрирующих элементов всего учебно-воспитательного процесса. Сегодня, в условиях информационно-образовательной среды, мы получили другие возможности и должны использовать их максимально. На это направлены наши усилия и в этом состоит задача ближайших лет.
Автор: Оксана Демьяненко
Все права защищены © ИП Конюхов О.В. 2006-2024 Копирование информации с сайта возможно только при согласовании с администрацией | Total: 0.01 |
Единый Call-Центр (495) 989-15-70 [email protected] Схема проезда и график работы |