Внимание! Обращаем ваше внимание, что при сумме заказа менее 800 рублей возможен только самовывоз.
Привет! Вход или Регистрация

Книжный интернет магазин Умник и К обзор В школу – на «пешкобусе»

28.11.2011

Дорога до школы – одна из самых насущных проблем у родителей младшеклассников. Мало того, что автомобильное движение на улицах становится все интенсивнее, а криминогенная обстановка ухудшается, но, прежде всего, приходится решать принципиальный вопрос: кто, собственно, ребенка отводит в школу и оттуда забирает. В городах нередки случаи, когда для этих целей работающим родителям приходится нанимать няню, искать помощников среди соседей, привлекать бабушек. Ясно одно: малыши самостоятельно дойти до школы не способны.

 

Проблему эту сложно назвать чисто российской, существует она везде. Справляются с ней по-разному, в зависимости от особенностей страны. В Швейцарии мне довелось впервые столкнуться с проектом Pedibus («Педибюс»). Буквально это слово можно перевести как «пешкобус».

Финансирует программу правительство кантона (в нашем случае – Женевы) совместно с департаментами по делам молодежи, социальных связей,  школы. С 2009 года проект включен в кантональную программу поддержки и профилактики здоровья.  Поддерживают идею масса общественных организаций: от ассоциации муниципалитетов до департаментов здоровья и безопасности дорожного движения.  Медики усмотрели в «Педибюс» дополнительное средство профилактики ожирения, которое в последние годы все чаще встречается у детишек, проживающих в больших городах Швейцарии и перемещающихся все больше на общественном или личном транспорте.

Что же представляет собой этот «Пешкобус»?
Все очень просто: по установленному маршруту дети не едут, а идут в школу в сопровождении взрослого, взявшись за руки или за специальную веревку с ручками-петлями. Прямо ногами, гуськом, надев специальные светоотражающие жилеты. Сходство с автобусом в том, что колонна идет не абы как, а по расписанию и по маршруту, с остановками в определенных местах, где участники присоединяются к «паровозику» и все вместе движутся дальше к школе. Однако отличие от автобуса не только в собственно способе передвижения (пешком), а и в том, что вся идея работает исключительно на добровольной основе, по инициативе «снизу».

Родители, желающие организовать в своем поселке «Педибюс», оповещают общественность, проводят собрание, определяют маршрут и расписание, а затем по очереди несут бремя сопровождающего. Это самое главное: в проекте нет третьих лиц, выполняющих какие-либо услуги, все зависит исключительно от самих участников «автобуса». Поскольку детей в группе набирается немало, родителям не так уж сложно выделить одно утро раз в пару недель для похода в школу в качестве «водителя автобуса». И, конечно, это намного легче, чем каждому водить своего ребенка ежедневно. Вот такой необычный пример коллективизации в абсолютно капиталистической среде. Никаких «а давайте скинемся и наймем водителя», наоборот: «давайте все вместе по очереди будем водить наших детей в школу». Кстати, для школьников от 10 лет швейцарская АТЕ, Ассоциация транспорта и окружающей среды, предлагает программу  «Велобус». Как нетрудно догадаться, речь идет о том, что в школу можно добираться группой на велосипедах.

 

По всей Швейцарии действует более 200 линий Pedibus. Не отстает и соседняя Франция, где в одном только Лионе с пригородами в проекте участвуют 73 школы: ежедневно более 2000 ребят выходят на 142 маршрута «пешкобуса». Есть схожие программы в Италии, Великобритании и  США,  существует даже международная ассоциация iWalk (International Walk to School, «Дорога в школу»). А придумал идею экологичного существования человека в городской среде австралиец Дэвид Ингвич. Еще в конце 80-х годов он начал свою деятельность социального инноватора с простейшей вещи:  на собрании жителей своего городка проголосовал против прокладки автомобильной магистрали сквозь жилые районы. Жители поддержали тезис Ингвича о необходимости тишины и покоя в среде обитания, и с собрания он вышел главой движения «Горожане против шоссе №20». Сегодня Ингвич возглавляет компанию «Креативные сообщества», пропагандирующую все те же принципы здоровой и экологичной жизни в городе, сокращения  автомобильного движения и близости к природе.

Без поддержки никуда

«Если все делается силами родителей, то какова роль многочисленных организаторов проекта «Педибюс»? –  спросите вы. Она немаловажна. Все справочное сопровождение, снабжение рекламно-информационными материалами – на устроителях. На сайте Pedibus подробнейшим образом изложен весь механизм и правила работы «автобуса», даны ответы на самые сложные вопросы. Ведь у европейцев четко прописаны вопросы ответственности в случае нештатных ситуаций, угрозы жизни и здоровью любого человека, тем более, детей. Кто за что отвечает, как дополнительно застрахованы участвующие в инициативе, что должны в каких случаях делать родители или сопровождающие – все это не просто продумано, а решено в наиболее удобном варианте для «пассажиров» и «кондукторов». И, конечно, все вспомогательные материалы и «инвентарь» с символикой «Педибюс» – от веревок, за которые дети берутся, идя гуськом, до макетов объявлений, наклеек, эмблем – тоже предоставляются организаторами. Например, стоячие большие указатели остановок даются  не бесплатно, но по вполне доступным ценам. Можно распечатать с сайта даже образец самого первого «агитационного» объявления от имени ассоциации родителей учеников школы (здесь такие есть в каждой школе, это некий аналог российского родительского комитета). То есть сделано все для удобства желающих присоединиться к проекту.

Сомнения прочь

Наверное, первое, что интересует российского читателя: а как же дети? Каково это – малышам ходить без мамы пешком в школу, в любую погоду (а она в Женеве осенью и зимой не балует)? Не тяжело ли им носить ранцы? Да и вообще, что это за автобус для бедных, которым на машину не хватило! В России такой вариант иронично называют  «доехал на 11-ом номере», то бишь, на своих двоих.
Машины у женевцев, конечно, есть, практически у всех. Но правительство всеми способами агитирует горожан больше пользоваться общественным транспортом и, по возможности, ходить пешком: меньше пробок, чище воздух, не нужно строить дополнительные парковки, с которыми в Женеве очень сложная ситуация.  И, опять же, здоровье. Поэтому школьники ходят в школу пешком, дети постарше гоняют сперва на самокатах, а затем и на велосипедах. Медики успокаивают родителей: самый младший школьник без проблем способен преодолеть пешком расстояние до километра! Кроме того, в Швейцарии существует такая полезная вещь, как «детский патруль»: возле прилегающих к школе пешеходных переходов в часы начала и окончания занятий дежурят взрослые (чаще всего женщины) в ярко-желтых жилетах со специальными жезлами в руках. Они останавливают движение, помогая детям безопасно перейти дорогу по «зебре». И это несмотря на то, что здесь и так любой водитель встает у перехода как вкопанный, если видит пешехода.

Возьмитесь за руки, друзья

Пример европейцев вполне достоин подражания и в российских условиях. Даже в столице большинство детей  ходит в ближайшую школу в своем микрорайоне. Что уж говорить о других городах, где поездка через полгорода в престижную школу, скорее, явление уникальное. Родителям учеников младших классов впору призадуматься и объединить свои усилия, организовав на местах свой вариант «Пешкобуса». Для этого нужна всего лишь инициатива, а ее россияне все чаще стали проявлять в попытках улучшить свое существование хотя бы на локальном уровне. Понятно, что государству сейчас не до финансирования и поддержки подобных задач. Но все неравнодушные и знающие хоть один иностранный язык могут подробно изучить сайты швейцарской Ассоциации транспорта и окружающей среды, Женевского объединения Pedibus и их «коллег» в других странах, посмотреть видеоролики с «автобусами на маршруте», чтобы вдохновиться и сделать дорогу детей до школы веселее и проще. Взрослые, вступающие в программу, отмечают, что объединение родителей для хорошего, социально значимого  дела – одна из приятных сторон этого проекта. «Пешкобус» сближает родителей, а для детей дорога до школы превращается в веселое приключение.

Ассоциация транспорта и окружающей среды Швейцарии http://www.ate.ch/fr/nos-themes/campagnes-actuelles/pedibus.html

Pedibus в Женеве http://www.pedibus-geneve.ch/

Pedibus в Лионе (Франция) http://www.grandlyon.com/Pedibus-en-marche-vers-l-ecole.1274.0.html

Pedibus в Италии http://www.piedibus.it/index.php

«Дорога в школу» (Великобритания) http://www.walktoschool.org.uk/

Ассоциация iWalk в США http://www.walktoschool-usa.org/who/index.cfm

«Креативные сообщества» Дейвида Ингвича http://www.creative-communities.com/diy-tools/traffic-tamers/

Автор: Оксана Демьяненко 

http://prosvpress.ru



Автор: обзор подготовил менеджер магазина книг Бадулина И.О







Зарегистрирован на Портале Поставщиков
 
Все права защищены © ИП Конюхов О.В. 2006-2024
Копирование информации с сайта возможно только при согласовании с администрацией
Total: 0.01 Единый Call-Центр (495) 989-15-70
[email protected]
Схема проезда и график работы