Внимание! Обращаем ваше внимание, что при сумме заказа менее 800 рублей возможен только самовывоз.
Привет! Вход или Регистрация

Книжный интернет магазин Умник и К обзор Родительские собрания: кризис жанра?

07.12.2011

Все мы, родители, ходим на них. Часами терпеливо слушаем, в тревожном ожидании звуков родного имени, неторопливые рассказы классного руководителя о Кате и Даниле, Пете и Елизавете…
«Катя закрылась. Почему? Может, какие гормональные процессы? Петя, наоборот, открылся. Даже слишком — рот не закрывается. Настя. Где у нас мама? Вижу. Ну и что? Сходили в поликлинику?»

По списку, на виду у всех… 
«Нервы — струной, поскольку все время сидишь и боишься: похвалят твоего или на этот раз не пожалеют, спустят всех собак и пригвоздят к позорному столбу», — устало делятся после собрания расстроенные мамы-папы.

Ладно бы был толк, так нет же, в результате — одни общие слова и благопожелания из серии «не расслабляйтесь», «присмотрите», «пообщайтесь», «проследите».

Главный порок жанра очевиден: детей публично обсуждают, всех подряд, к тому же в их отсутствие. Что, мягко говоря, противоречит некоторым правилам приличия. Даже в педагогических энциклопедиях такая практика публичной проработки «трудных детей и их родителей» квалифицируется как бестактность.
В жизни все наоборот. И никому эти родительские собрания не нравятся, даже учителям. Чуть ли не 100% «классных дам» в Москве именно их назвали самым тяжким, самым нелюбимым делом среди своих должностных обязанностей.

Письма Казарновского 
Есть в России школы, и их уже немало, где не так. Где встреча воспитателей с семьей это не нудный, всем изрядно надоевший ритуал, а долгожданный искрометный праздник творчества, общения, сотрудничества поколений.

Вот, например, директор московского «Класс-центра» (школа № 686) Сергей Зиновьевич Казарновский взял да перевел свой диалог с учениками и семьей в… эпистолярный жанр. Скажем, над зеркалом в сенцах парадного подъезда каждое утро радует ребят (и всех гостей) веселое напутствие: «Не думай, как ты выглядишь. Ты смотришься отлично!»

Дети в известном возрасте, бывает, замыкаются в себе, перестают здороваться с людьми. Молча идут мимо и… проходят. Казарновский никого не осуждает, просто объясняет ситуацию (читаем плакатик в центральном фойе): «Дорогие мои! В школе очень часто бывают гости, так как вы и школа им интересны. С нами временно работает много разных, очень талантливых людей, которые хотят сделать школу лучше. Это артисты, журналисты, музыканты, педагоги из далеких стран и городов. Очень прошу вас не обижать их своим невниманием, здоровайтесь с ними так же, как вы это делаете со мной, за что я вам очень признателен. С.З.».

Вечно зеленая тема чистой обуви, конечно, также не осталась без внимания. «Жизнь входит в привычное русло, — пишет в одном из своих пламенных посланий не на шутку растревоженный директор.
— Дорогие мои! Давайте вернемся к разговору по понятиям (или по душам, как вам больше нравится), когда грязь — это грязь, а труд — это труд, тем более, чужой. С 28 сентября все на учебу в сменной обуви!»
– Чем прозаичнее тема «собрания», тем больше выдумки, фантазии и дипломатии приходится употребить, чтобы решить горячую проблему, — рассказывает Сергей Казарновский. И выуживает из служебного компьютера очередной призыв к забывчивым родителям: «Дорогие папы и мамы! Заканчивается 3-я четверть. Просим забрать лыжи и палки домой. Оставленные лыжи будут выставлены в холле, а затем отданы в детский дом № 13 по адресу ул. Краснопрудненская, д.7. С неизменным уважением, С.З.».

Родительское собрание как «огонек» для взрослых
В 51-й школе Рязани от родительских собраний в их первобытном инструктивно-административном виде тоже отказались. Что же вместо? Регулярные «родительские вторники», так называемые РУС — разговоры у свечи. Парты сдвигаются в угол, папы и мамы садятся уютным кружком в мягкие кресла, ну а начинает общий сбор неотменимая гитара. Песня настраивает на серьезный разговор, соединяет всех участников на «детской ноте», просто улучшает настроение.

Я вошел в самый разгар собрания. Родители свободно размышляли о своих педагогических волнениях и страхах. Но не хором, а по кругу, как было принято в «Орленке» и у ленинградских коммунаров. Что поразило: говорили без стеснений, совершенно искренне, с полным доверием к товарищам по «огоньку». Впрочем, судите сами…
– А у нас один футбол и компы в голове. Мой парень футболистов знает так, как будто они его одноклассники. Уроки забросил…
– Так вот и давайте устроим матч века — команда отцов против команды детей!..
– Скажу откровенно: каждая тройка — травма для Жанны. Учиться ей скучно. Планы на будущее? Она очень хочет стать модельером…
– А что мешает? Пусть приходит к нам, — предлагает мастер из салона красоты «Мадонна».

Со стороны посмотришь — разговор плывет, как песня, сам собой. В чем же секрет? Как удалось директору школы Ольге Николаевне Маслюк достичь такой раскованности в отношениях?

Оказывается, и воспитанников, и родителей здесь учат двум непреложным законам: «Закону доброго отношения к человеку» и «Закону орлятского круга». Высказался сам — передай слово товарищу. А еще передают (вместе со словом) «микрофон» — игрушечного зубренка, символ Рязанского заповедника. То и дело слышишь: «У кого микрофон?» Или: «Включите микрофон погромче — пропадает звук!»

Получив зубренка, каждый участник «огонька» выстраивает свою речь по четкой схеме:
1. Излагаю проблему, затем пробую понять, кто ее создал («чья она»): семья, ребенок или школа?
2. Честно определяю свое отношение к проблеме: насколько она драматична и как ее можно решить?
3. Из всех вариантов действий по «ремонту ситуации» выбираю самый продуктивный.

Чтобы разговорить родителей, используется и особый интерьер. Вместо обычных ламп трещат рождественские свечи. В центре зала глаз ласкают несколько живых ромашек в элегантной вазе. Мягкая подсветка над доской дает возможность педагогу отмечать по ходу разговора самые важные детали. Чайные приборы, блюдо с мандаринами. Тут-то и убеждаешься, что наболевших тем на душе у родителей — и помимо злополучной успеваемости — море…

– Дочь постоянно жалуется на головную боль, страдает от бессонницы. Как быть?
– А вы проветриваете на ночь комнату? Колыбельную ей перед сном поете? Телевизор выключен? Молоко с медом пробовали? Очень вкусно! — доносятся со всех концов советы инженеров, стоматологов, риэлторов, строителей, то есть самых обычных мам и пап.
– А мой не завтракает перед школой: «Не хочу!»…
– Приборы, из которых пьют дети, должны быть безупречно чистыми, очень красивыми. Чтобы ребенку захотелось утром почаевничать, — вступает в разговор Татьяна Валентиновна Кондрашина, один из лучших здешних воспитателей.
– Добрый всем вечер, я бабушка Андрея Сауткина. Понимаете, у Андрея сколиоз. Он уроки делает, лежа на животе, чтобы не так больно было…
– А вы возьмите напрокат конторку, и пусть занимается стоя, по методу Базарного…

Нужны ли комментарии, читатель? Более содержательного разговора на педагогические темы я не слышал ни в одном научном учреждении России. Мало того, был еще импровизированный детский концерт! Оля Черкесова исполнила на рояле «Маленькую прелюдию» Баха, Никита Юдин прочитал стихи. Валеру Хорина поздравили с победой на районных гимнастических соревнованиях. Наши замученные ежедневной рутиной родители частенько забывают о талантах собственных детей. Приходится напоминать. А после удивляться: надо же, сколько у них, оказывается, ценных, уникальных качеств! «Ведет домашний бюджет», «переплетает ветхие книги», «гениально общается с младшей сестрой».

Диалог без посторонних
Во многих школах работа с семьей активно переводится в сугубо индивидуальный, авторский формат. Так, в 104-й школе Челябинска ежемесячно проходят «Дни открытых классов». Учителя заранее вывешивают приглашения для индивидуальных консультаций, указывая номер кабинета, где они будут ждать гостей. Родители записываются на удобное для них время (в промежутке между шестью и девятью часами вечера) и являются к преподавателю вместе со своим ребенком. Преподаватель подтверждает каждое свое высказывание документом — будь то дневник его профессиональных наблюдений, индивидуальная карта ученика или портфолио. И никаких массовок. Школа, семья работают («глаза в глаза») с ребенком, а не с коллективом!

«Эффективность принимаемых вместе с учащимся решений возрастает многократно», — говорили мне челябинские педагоги.

А в одной из частных гимназий Москвы, чтобы сэкономить родителям время, всех преподавателей, допустим, пятых классов, собирают на так называемую «конференцию». Но отнюдь не в классе, а в большом фойе. Однако же и здесь вместо обычного «лектория» организованы очень домашние по интонации планерки-консультации по лично беспокоящим семейную общественность вопросам.

20 «предметных» столиков — открытое, вполне удобное пространство для таких приватных, доверительных переговоров.

Парты расставлены как на участке для голосования: не бок о бок, а с воздухом. Каждое место консультаций снабжено красиво изготовленной визиткой: «Ольга Валерьевна Березкина, учитель математики». Рядом три табуретки — для учителя, ребенка и родителя. Дети участвуют, они не ждут у телевизоров, когда придут усталые родители и всыплют им по первое число. Нет, в этой роскоши взаимного общения они купаются, живут и вырастают в полноправных граждан.

За год в школе проходят три такие семейные встречи. На последней, в мае, вместе придумывают рекомендации ученику на лето. Можно снять фильм, подготовить персональную выставку, представить доклад о семейном генеалогическом древе…

В результате складывается симметричный диалог трех соавторов образования: общества, учителя, ученика. Простая схема сдержек и противовесов, разделения властей на уровне той самой Единицы — Человека, о котором мы так часто забываем в наших беспощадно ускоряющихся буднях.

Автор: Антон Зверев  

http://prosvpress.ru



Автор: обзор подготовил менеджер магазина книг Бадулина И.О







Зарегистрирован на Портале Поставщиков
 
Все права защищены © ИП Конюхов О.В. 2006-2024
Копирование информации с сайта возможно только при согласовании с администрацией
Total: 0.01 Единый Call-Центр (495) 989-15-70
[email protected]
Схема проезда и график работы