График работы
Понедельник с 9.00 до 17.00
Вторник с 9.00 до 17.00
Среда с 9.00 до 17.00
Четверг с 9.00 до 17.00
Пятница с 9.00 до 16.00
Суббота выходной
Воскресенье выходной
В этом году Рязанская область выиграла два конкурса ФЦПРО на организацию стажировочных площадок: по дошкольному образованию и по достижению стратегических ориентиров инициативы «Наша новая школа» в общем образовании. Что представляют собой стажировочные площадки, кого и чему там учат?
Рязанский детский сад № 158 обучает стажеров по проекту ФЦПРО «Модернизация муниципальных систем дошкольного образования». Тема – переход в статус автономного учреждения (АУ). Детский сад получил этот статус в 2008 году. Так что разговор со стажерами пойдет об имеющемся опыте и о предстоящем изменении статуса любого образовательного учреждения в соответствии с 83-м законом. А в связи с этим – самый широкий круг тем: от особенностей компьютерных программ, с помощью которых ведется учет хозяйственной деятельности, до правил оказания платных услуг.
Главный посыл, который хочет донести до коллег заведующая детсадом Наталья Тавинцева, – что свободное распределение средств, которое обеспечивает статус АУ, так или иначе, повышает качество образования. Наталья Дмитриевна – заведующая с большим стажем работы, убежденный сторонник автономии. Своим стажерам она так объясняет преимущества автономного учреждения перед бюджетным: «Если бюджетное учреждение зарабатывает деньги, то обязано перечислять их в казначейство, а оттуда уже должны их возвращать на лицевой счет. А у автономного учреждения – свой банковский счет, на нем я имею право оставлять внебюджетные средства. Учредитель бюджетного учреждения точно так же не должен отвечать по его обязательствам, как и в случае с автономным. Все равно объем средств определяется муниципальным заданием, и за слово «бюджетный» не спрячешься – учредитель денег добавлять не будет».
Как известно, статус АУ стимулирует зарабатывать деньги, и с такой практикой в детсаде № 158, конечно же, знакомят коллег. Материальная база хорошая (есть даже бассейн с сауной), кадровый состав тоже, так что для детей – не только своих, но и любых других – есть огромный спектр платных услуг: от плавания до английского языка. Все они, разумеется, дополнительные – за рамками основной программы. В месяц на платных услугах удается заработать около 100 тысяч рублей – кто-то выбирает по несколько занятий сразу, а кому-то достаточно обычной программы. По рязанским меркам, деньги небольшие – например, хореография 2 раза в неделю обойдется в 350 рублей в месяц. Вообще же платные услуги в детсаду начали вводить лишь в 2009 году – сначала с опаской (вдруг желающих не будет), а потом вполне уверенно. Оформлением договоров с родителями занимается штатный юрисконсульт – такая должность для учреждения на 258 детей опять же стала возможна только благодаря статусу АУ. Одно время, когда администрация постигала все премудрости работы в новом статусе, в штате был еще и экономист.
Наталья Дмитриевна возглавляет детский сад «с фундамента», то есть с 1989 года, и уже в середине 1990-х годов здесь занимались проектами общегосударственного значения. Сюда даже приезжала делегация федерального министерства во главе начальником управления дошкольного образования (было когда-то такое) Риной Стеркиной – Рязанская область тогда помогала Министерству образования РФ разрабатывать правила аккредитации детских садов. Сейчас, конечно, речи нет о непосредственном участии в разработке каких-то федеральных проектов, но, во-первых, если с работой детского сада познакомятся коллеги из других соседних регионов то, может быть, что-то внедрят у себя, и, во-вторых, его опыт, так или иначе, будет анализироваться на федеральном уровне организациями-мониторами.
Базовые площадки
Конкурс на создание стажировочных площадок в рамках ФЦПРО по трем направлениям – дошкольному образованию, общему образованию и социализации детей – проводился в 2011 году, и в нем мог принять участие любой регион. По дошкольному образованию в конкурсе победили 16 регионов (были квоты по округам, и в Центральном федеральном округе победителей было 2 – Рязанская и Ивановская области), по общему образованию – 32 региона (здесь квот не было).
Регионы-победители взяли на себя обязательство распространить имеющийся опыт инновационной деятельности по модернизации общего и дошкольного образования. На базе созданных стажировочных площадок предусмотрена реализация основных направлений ФЦПРО на 2011-2013 годы: повышение квалификации управленческих и педагогических кадров из других регионов страны, подготовка ведущих консультантов по вопросам развития системы образования, внедрение в практику школы современных информационных услуг.
В Рязанской области в обоих случаях стажировочной площадкой стал Рязанский областной институт развития образования (РИРО), а его базовыми площадками по каждому из двух направлений, в свою очередь, – отдельные образовательные учреждения.
По дошкольному образованию были выбраны 3 детских сада в Рязани и школа в селе Дубровичи Рязанского района, на базе которой открыли две дошкольные группы (представить альтернативные формы дошкольного образования – одна из задач ФЦПРО). У каждой базовой площадки своя тема: у детского сада № 158 – работа в статусе АУ, детского сада № 143 – обеспечение качества образования, детского сада № 118 – здоровьесберегающие технологии. Каждый из этих детских садов известен своими достижениями и в профессиональном сообществе региона, и у родителей, будь то уникальный опыт по закаливанию детей («на снегу с детишками водой обливаются»), наличие сертификата менеджмента качества ИСО-9001:2008 или эффективное управление детсадовским хозяйством.
По общему образованию также выбрали 4 базовые площадки: 2 в Рязани и 2 в сельских районах. Задача – показать способы достижения основных ориентиров «Нашей новой школы» в конкретных образовательных учреждениях.
Сапожковская школа известна успешным использованием информационных технологий – на протяжении последних десяти лет там целенаправленно проводилась информатизация. Школа стала опорной по результатам оптимизации, присоединив к себе еще одну школу, сейчас два здания объединены в локальную сеть, и стажерам здесь демонстрируют роль информационно-образовательной среды в обеспечении качества образования.
Школа в поселке Александро-Невский показывает работу в идеологии новых образовательных стандартов. И хотя стандарты введены только в первом классе, здесь на всех ступенях уже используется деятельностный подход, есть система работы по обеспечению качества образования и многое другое, что предусмотрено в стандартах.
В рязанской школе № 63 основное направление – здоровьесбережение, в школе № 72 – инфраструктура, от школьного питания (Рязанская область – участник федерального эксперимента по организации школьного питания) до информатизации.
«Транслировать инновационный опыт»
Программа обучения для стажеров состоит из двух частей – теории и практики. Сначала – курс лекций с практическими занятиями (разумеется, с использованием деятельностного подхода), который организует РИРО, затем – занятия непосредственно на базовых площадках. В рамках ФЦПРО на развитие этих площадок тоже были выделены средства – чтобы образовательная среда, которую демонстрируют представителям других регионов, и впрямь была современной (важный аспект – скоростной Интернет, чтобы стажеры из регионов в дальнейшем могли взаимодействовать с этими учреждениями дистанционно). В самом РИРО на эти деньги собираются обновить оборудование для проведения вебинаров.
Прежде всего, РИРО провел подготовку 20 тьюторов (10 – по дошкольному, 10 – по общему образованию) – управленцев, в том числе руководителей базовых площадок. Например, их учили проводить занятия во взрослой аудитории – «транслировать другим свой инновационный опыт». Одновременно были разработаны программы для обучения стажеров. В основном их реализуют сотрудники РИРО, хотя есть и приглашенные преподаватели – например, из Москвы приезжал специалист с лекцией об автономных учреждениях. Каждая программа состоит из нескольких модулей – например, по развитию ИКТ в ДОУ, по здоровьесберегающим технологиям в ДОУ, а в случае с общим образованием модули посвящены разделам инициативы «Наша новая школа».
Ректор РИРО Анна Кувшинкова находит аналогии работы стажировочных площадок ФЦПРО с проектом повышения квалификации директоров школ, который недавно проводился Минобрнауки и АПКиПРО по всей стране. Одной из особенностей проекта была «образовательная миграция», когда директора ехали в другой регион, и им там демонстрировали имеющиеся достижения, – как говорил идеолог проекта, тогдашний замминистра образования и науки РФ Исаак Калина, «региональное оригинальное». В Рязань приезжали директора из Тамбова, Владимира, Калуги (из шести модулей программы один проводился «на выезде») и были очень довольны работой РИРО, в отзывах отмечали «высокий теоретический уровень преподавателей». Но если тогда всех учили по единым учебным пособиям и учебно-методическим материалам, то теперь каждый регион, где есть стажировочные площадки, разрабатывает оригинальные учебные курсы и обеспечение к ним (дидактические материалы с вопросами и заданиями, которые выполняют роль рабочих тетрадей). Конечно, можно использовать уже имеющиеся материалы (например, опыт школы № 63 в вопросах здоровьесбережения неоднократно обобщался в РИРО и публиковался), но программа все равно пишется с чистого листа.
Открываю наугад учебно-методическое пособие «Распространение на всей территории Российской Федерации моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования» под редакцией А.Д.Кувшинковой, попадаю на главу «Сравнительная характеристика ФГОС НОО и ООО»: пожалуй, столь глубокой теоретизации не встретишь даже в лекциях разработчиков стандарта. Автор главы Ю.В.Агапов, заведующий кафедрой методологии управления РИРО, давно занимается научными исследованиями в области формирования метапредметных компетенций и вскоре будет защищать докторскую. Более того: он владеет технологией организационно-деятельностных игр – учился этому на методологическом семинаре, так что на его занятиях деятельностный подход гарантирован. Для стажеров вместе с коллегой он проводит организационно-деятельностные игры.
Кто может выступать в роли стажеров? Фактически программы рассчитаны на любых работников соответственно дошкольного и общего образования – от управленцев до учителей. На стажировки по дошкольному образованию, согласно условиям ФЦПРО, должны приезжать муниципальные команды, которые в дальнейшем будут реформировать свои системы дошкольного образования. В Рязани в роли стажеров сначала выступали свои же команды – на них «обкатывали» программы, а теперь настает время принимать коллег из близлежащих областей. И здесь поначалу возникали определенные сложности.
В регионах, победивших в конкурсах ФЦПРО на создание стажировочных площадок, изначально предполагали, что в Москве составят план взаимодействия регионов по каждому мероприятию ФЦПРО: кто к кому поедет учиться. Однако потом выяснилось, что договариваться предстоит без участия Федерации, и все регионы-победители начали разрабатывать схемы взаимодействия – проще говоря, «заманивать» к себе соседей, причем соседи сами должны были найти деньги на командировки. И здесь пошли в ход личные связи руководителей и уже имеющийся опыт взаимодействия между регионами. В Рязани предварительные договоренности были достигнуты с несколькими субъектами Федерации: Тамбовской, Владимирской, Брянской и другими областями.
Чтобы не расходовать средства впустую, теоретическую часть решили организовать не на своей территории – дешевле отправить двух-трех преподавателей РИРО, например, во Владимир или Тамбов, чем приглашать большие группы стажеров на несколько дней в РИРО, чтобы просто послушать лекции. А уже на практическую часть – знакомство с образовательными учреждениями – все стажеры приезжают в Рязань.
Самосовершенствование
Спрашиваю замминистра образования Рязанской области Ольгу Щетинкину, как удается «заманить» на стажировочную площадку представителей других регионов – ведь коллеги, так или иначе, видят в соседях конкурентов. Да и победа в конкурсе ФЦПРО вовсе не гарантирует, что дошкольное образование в Рязанской области развивается лучше, чем, например, в Тамбовской.
«Можно привести аналог – аттестация учителей, – объясняет Ольга Сергеевна. – Иногда учителя высказывают недовольство – зачем это надо, лишняя нагрузка и проч., но готовясь к аттестации, они обобщают все, что у них накопилось за последние пять лет, видят рациональные зерна, формируют из этого систему. То же самое происходит и на стажировочной площадке. Не буду утверждать, что в Рязанской области по выбранным направлениям работают лучше, чем в других регионах, но есть очень интересные наработки, и сейчас мы обобщили сделанное, систематизировали теоретическую базу. Определен порядок работы стажировочных площадок, сотрудники, которые в ней задействованы. И этот опыт мы можем демонстрировать другим регионам. По сути, благодаря ФЦПРО происходит самосовершенствование региональных образовательных систем и выявление лучшего опыта – ведь вся работа стажировочных площадок систематизируется на федеральном уровне».
Понятно, что даже руководителям образовательных учреждений, не говоря уже о рядовых учителях, довольно сложно получить представление о том, как работают аналогичные школы или детские сады в других регионах. На мой вопрос, каковы особенности системы дошкольного образования Рязанской области в сравнении с другими регионами, Наталья Тавинцева ответила так: «Вы уж лучше министра про это спросите». «Посещение любой школы, даже соседней, а тем более в другом районе, в другом регионе, для любого директора всегда интересно, – говорит директор школы № 72 Елена Щепотина. – Начиная с того, как контролируется вход в здание, до организации обучения с помощью новых технологий. Если меня приглашают на урок в другую школу, всегда иду, где бы она ни находилась. Нет двух одинаковых школ – во время любого посещения всегда найдешь что-то новое для себя».
Недавно Елена Викторовна приехала из Твери, где училась на курсах повышения квалификации для управленцев в рамках Президентской программы подготовки кадров. Учеба проходила на базе филиала Российской академии народного хозяйства и госслужбы – обсуждались вопросы модернизации образования, сетевого взаимодействия школ и проч. «Я бы с удовольствием посмотрела, как организовано сетевое взаимодействие школ. По репликам поняла, что очень хорошо оно поставлено на Дальнем Востоке, где не хватает учителей. Если школы договариваются обмениваться между собой информацией, это решает многие проблемы». Правда, на курсах в Твери посещение образовательных учреждений предусмотрено не было. Так что стажировочные площадки ФЦПРО – вслед за «образовательной миграцией» проекта повышения квалификации директоров – представляют собой еще одну попытку восполнить этот пробел.
Что же касается случаев, когда опыт соседей, возможно, не покажется уникальным и достойным подражания, Наталья Тавинцева предлагает придерживаться такой позиции: «Мы не претендуем на истину в последней инстанции, и наши коллеги из других регионов, наверное, тоже. Это взаимообогащающая работа, и если у кого-то есть чем поделиться с нами – мы будем рады. Представители муниципальных команд, которые к нам приезжают, – люди знающие и заинтересованные. Как заведующая я точно могу сказать: в любом другом саду всегда найдешь то, чего у тебя нет или что хотелось бы у себя увидеть».
Директор школы № 63 Галина Анатольевна Акинина рассказывает, чем будут заниматься стажеры в ее образовательном учреждении. Для группы из 25 человек в течение одного дня будут представлены все возможные и невозможные достижения.
Сначала о том, что делает школа в области здоровьесбережения, рассказывает сама директор и ее заместитель, и здесь только для перечисления и краткого описания всех мероприятий, понадобится, наверное, несколько дней, а не несколько часов. Три урока физкультуры в этой школе проводятся уже лет пятнадцать, реализуются 16 оздоравливающих программ. Школа использует и федеральные разработки («Все цвета, кроме черного» – одна из самых известных программ по профилактике вредных привычек, проект «Здоровое поколение»), и собственные изобретения. Авторская программа по улучшению осанки, «Бережем зрение», «Ослепительная улыбка на всю жизнь» (партнер – стоматологическая клиника, расположенная неподалеку от школы), «Дорога юного пешехода», игра «Тропинки здоровья» и далее по списку. Готовы продемонстрировать и всевозможное оборудование для оздоровления и различных деятельностных игр: игрушечный городок для изучения правил дорожного движения, который можно «расстелить» в рекреации, манекена Гошу, которому нужно оказывать первую медицинскую помощь и тут же оценивать ее результативность с помощью компьютера, не говоря уже о различных тренажерах.
Как и во многих школах здоровья, есть тут, конечно, и такие проекты, которые, на первый (непосвященный) взгляд, к здоровью не имеют прямого отношения, но Галина Анатольевна готова разубедить в этом любого стажера. Например, вышивка, кружевоплетение и лепка – это тоже, по ее мнению, здоровьесберегающие технологии, так как развивают моторику руки, да и духовное здоровье явно улучшается, поскольку ребенок «наслаждается и отдыхает». А занятия вокалом или игра в духовом оркестре необходимы для развития голосового, дыхательного аппарата – тоже здоровьесбережение. О спорте и говорить не приходится: секций в школе хоть отбавляй. Да и вообще все это – неотъемлемые составляющие формирования духовно-нравственного здоровья учащихся.
После теоретической части стажеры смогут посетить мастер-классы лучших педагогов. Пытаюсь понять, зачем стажерам посещать занятие по рукопашному бою – пусть даже к разделу № 5 «Нашей новой школы» это имеет прямое отношение, но аналогичные секции есть во многих школах любого региона страны. Чем тут удивишь коллег? «Может быть, ничем и не удивишь, – возражает директор. – Но они увидят личность педагога, тренера, мастера спорта, который вырабатывает в детях определенные черты характера. Этот человек сам по себе уникален!» Снова возражаю, что не увезут же они с собой тренера, а другого такого все равно не найдут. «Зато увезут диски с информацией о системе работы нашей школы, – снова возражает Галина Анатольевна. – Об управлении этой системой, документы, образцы паспортов здоровья – много чего там есть. И еще буклеты дадим. Неужели не интересно?»
Автор: Евгений Скворцов
Все права защищены © ИП Конюхов О.В. 2006-2024 Копирование информации с сайта возможно только при согласовании с администрацией | Total: 0.01 |
Единый Call-Центр (495) 989-15-70 [email protected] Схема проезда и график работы |